Федеральный закон №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» можно назвать своего рода итогом плодотворной более чем четырехлетней работы представителей МЧС и бизнес-сообщества. Новый законодательный акт с 30-ю приложениями к нему пришел на смену действовавшей до этого нормативно-правовой базе, которая включала в себя более двух тысяч документов (а это ни много, ни мало – порядка 150 тысяч требований)!
Согласно нововведенному Регламенту собственник объекта теперь вправе самостоятельно выбирать, что именно будет гарантировать помещению и работающему в нем персоналу полную пожарную безопасность. При этом все объекты должны соответствовать определенным требованиям, что и отражается в специальном документе – декларации, подтверждающей выполнение необходимых условий для обеспечения пожарной безопасности на объекте.
Если же вы не в состоянии по каким-либо причинам выполнить требования пожарной безопасности, предъявляемые к вашему объекту, тогда следует рассчитать пожарный риск, который при этом не может превышать указанных в Регламенте предельно допустимых значений. Кроме того, вам также предстоит застраховать возможный ущерб третьим лицам от пожара (пока на добровольных началах).
Однако вернемся к главной цели документа – «обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре». В Регламенте четко разграничен индивидуальный и социальный риск гибели. Так, индивидуальный пожарный риск не должен превышать одну стомиллионную в год, а социальный – одну десятимиллионную.
Как известно, одним из основополагающих факторов успешного подавления очага возгорания является оперативность прибытия подразделения на место происшествия. И этот вопрос в Регламенте учтён. Пожарным положено прибыть в течение 10 минут, если горит городской объект, и в течение 20 минут, если сельский. Ограничения по времени пришли на смену ограничениям по расстоянию, когда действовали, внегласные радиусы выезда (4км – по городу и до 10км – в сельской местности). А вот куда отнести время простоя в многокилометровых пробках? (Вопрос риторический).
Вернемся непосредственно к цели законопроекта и возложенной на него задачи – перераспределить ответственность за противопожарную безопасность между двумя организациями: Госпожарнадзором и специальными аккредитованными компаниями. По идее, подобное нововведение позволит минимизировать случаи гибели людей и причинение значительного материального ущерба на социально значимых объектах (детские сады, школы, больницы и т.п.). Таким образом, на контроле государства останется всего порядка 400 тысяч таких объектов, тогда как раньше их насчитывалось более трёх миллионов.
Остановимся подробней на аккредитации компаний… Начиная с апреля, МЧС, предварительно заключив соглашение с Союзом страховщиков ответственности, упорно пыталось делать первые шаги на пути к осуществлению аккредитации. Однако, факт остается фактом: независимых высокопрофессиональных и подкованных во всех вопросах сферы пожарной безопасности организаций очень и очень мало.
Таким образом, ясно только одно: теперь мы с вами будем жить по Федеральному закону №123-ФЗ, который строго регламентирует основные требования в области обеспечения пожарной безопасности, а насколько он будет действенным и эффективным покажет время.