Массовое внедрение водосчетчиков, применяемых для учета водопроводной воды, потребляемой в жилом секторе, привело к появлению проблем с ведением расчетов по показаниям этих приборов. В соответствии с постановлением правительства №354 от 6 мая 2011 г. [1] расчет квартировладельцев с водоснабжающей организацией за потребленную воду проводится на основании показаний квартирных водосчетчиков (если они установлены) или нормативов водопотребления (если счетчики не установлены).
Месячное потребление воды по общедомовому водосчетчику в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Расхождение (небаланс) в ряде случаев достигает десятков процентов даже при установке водосчетчиков во всех квартирах [2]. Такая ситуация приводит к появлению в счетах за потребленную воду кроме суммы за оплату за коммунальную услугу водоснабжения (по счетчику) еще и суммы оплаты общедомовых нужд (ОДН).
Введенная постановлением правительства №258 от 28 марта 2012 г. [3] новая методика распределения ОДН более корректно распределяют платежи на ОДН между владельцами квартир, но не решают проблемы минимизации домовых небалансов.
К причинам возникновения небаланса в [2] отнесены следующие:
1) утечки и несанкционированный слив во внутридомовой сети за пределами квартир;
2) сверхнормативное потребление воды квартировладельцами, не установившими водосчетчики;
3) неработоспособность квартирных водосчетчиков на пороге чувствительности;
4) сверхнормативные погрешности водосчетчиков в рабочем диапазоне расходов.
После установки в ближайшее время счетчиков в большинстве квартир на основании требования Федерального Закона №261 [4] влияние причины №2 из вышеуказанных минимизируется. Однако в соответствии с выводами [2] небаланс при домовом учете воды формируется в основном по причинам №3 и №4, поэтому не следует ожидать заметного снижения домовых небалансов воды даже при 100%-ом оснащении всех квартир водосчетчиками. Действенным способом уменьшения небалансов является выявление счетчиков, не соответствующих заявленным метрологическим характеристикам и исключение их из учетных операций.
Эти работы могут быть проведены при реализации п.82 постановления правительства РФ №354 [1], в соответствии с которым «исполнитель обязан: а) проводить проверки со-стояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей…». Под исполнителем в данном случае понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Для реализации таких требований исполнитель (в большинстве случаев это управляющая компания - УК) должен иметь соответствующее методическое и инструментальное обеспечение.
В рассматриваемом случае необходимо отметить разницу понятий проверка и поверка. Поверка квартирных водосчетчиков выполняется государственными поверителями – представителями региональных Центров стандартизации и метрологии Росстандарта РФ, или представителями юридических лиц, аккредитованных на право поверки, обычно после завершения межповерочного интервала счетчика (МПИ), составляющего 4-5 лет. Стоимость поверки в условиях эксплуатации (в квартире) в разных регионах составляет от 400 до 1000 рублей за один счетчик, и при наличии в квартире от 2 до 4 водосчетчиков затраты на поверку по крайней мере равны, а обычно превышают сумму месячного платежа за потребленную воду. Проверки по постановлению правительства №354 должны в соответствии с п.83 этого постановления проводиться от 1 до 4 раз в год. Поэтому проведение поверки для периодического контроля за состоянием водосчетчиков (проверки) по п. 82 постановления правительства №354 нереализуемо с экономической точки зрения.
Для инструментального обеспечения поверки квартирных водосчетчиков в условиях эксплуатации обычно используются переносные поверочные установки с эталонным расходомером. Такие установки производятся как отечественными, так и зарубежными предприятиями, ориентировочная стоимость у отечественных производителей составляет от 160 до 190 тысяч рублей. С учетом ежегодных затрат на поверку самих таких установок (8-12 тысяч рублей) организация проверки (метрологической диагностики) квартирных водосчетчиков управляющей компанией при помощи таких установок также представляется слишком затратной.
Возможным вариантом практической реализации требования постановления правительства №354 по проведению периодических проверок квартирных водосчетчиков является использование для целей проверки (метрологической диагностики) методики поверки МИ 2997-2006 [5], предполагающей использование весового метода. При проведении проверки используют следующие средства измерений и вспомогательное оборудование:
- весы с верхним пределом измерения не менее 15 кг, цена деления не более 1 г, предел до-пустимой погрешности не более ± 0,1% (возможный вариант – торговые весы стоимостью 3000-4000 рублей – рис.1). Весы должны иметь устройство для компенсации массы тары;
- термометр с верхним пределом измерения +60°С, цена деления не более 0,2°С;
- секундомер с ценой деления не более 0,1 с;
- стеклянный цилиндр до 1000 см3 2 кл., цена деления не более 10 см3;
- тара вместимостью не менее 20 л;
- гибкий шланг длиной не более 1,5 м с отсечным краном с диаметром условного прохода 10 мм.
Рис. 1. Весы для проведения проверки квартирных водосчетчиков по МИ 2997-2006.
Для опробования проводят обкатку счетчика на максимальном расходе в течение 180 с. Затем уменьшают производительность счетчика до момента остановки вращения индикато-ра, после чего увеличивают расход воды до момента плавного (без рывков) вращения индикатора. При помощи стеклянного цилиндра и секундомера оценивают порог чувствительности по формуле
где Vк, Vн - конечное и начальное показания счетчика, л;
t - время прохождения (Vк - Vн), с.
Если порог чувствительности водосчетчика, определенный по формуле (1), превышает значение, указанное в паспорте (руководстве по эксплуатации), счетчик не допускают к дальнейшей проверке, не допускают к дальнейшей эксплуатации и направляют на внеочередную поверку.
Экспериментальные оценки метрологических характеристик счетчиков воды проводят в следующей последовательности:
1. На максимальной производительности (максимально открытом кране) заполняют тару вместимостью не менее 15 л, при этом снимают начальные показания (Vн, в литрах) со счетчика (с точностью 0,5 наименьшего деления) до заполнения тары, которая была взвешена на весах и конечные показания счетчика (Vк). Время заполнения тары (в секундах) фиксируют секундомером. Объем воды (Vк - Vн) - не менее 15 л. Измеряют температуру воды (°С). Вышеуказанную операцию проводят на минимальном расходе. Значение (Vк - Vн) должно быть не менее 5 л.
2. Относительную погрешность счетчика, в %, вычисляют по формуле
где М - масса воды по показаниям весов, кг;
Pt - плотность воды при температуре t, °C (по приложению А к МИ 2997-2006).
Измерение и определение относительной погрешности проводят не менее двух раз на каж-дом расходе. Расхождение значений относительной погрешности в двух измерениях не должно превышать 0,5%.
3. Каждое значение относительной погрешности счетчика не должно превышать (Сигмаq + 0,17t), %, где Сигмаq - предел допускаемой относительной погрешности; t - время работы счетчика, тыс. ч.
4. В случае невыполнения условия по п.3 счетчик к дальнейшей эксплуатации не допускается, направляется на внеочередную поверку.
На основании отрицательных результатов проведенной по МИ 2997-2006 проверки (метрологической диагностики) квартирного водосчетчика представитель УК вправе требовать от владельца прибора провести внеочередную поверку, т.к. в соответствии с п. 2.14. «Правил по метрологии ПР 50.2.006-94» [6]: «внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) средств измерений при: … проведении повторной юстировки или настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора».
Таким образом, использование документов [1, 5, 6] и недорогой инструментальной базы позволяет юридически обоснованно снимать с учета водосчетчики, не соответствующие установленным метрологическим требованиям, и тем самым минимизировать домовые небалансы при учете воды.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении комму-нальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
2. Каргапольцев В.П., Мицкевич А.А.. Небалансы при учете воды: причины возникновения и способы снижения, журнал «Реформа в ЖКХ», № 1-2, 2008 г.
3. Постановление Правительства РФ № 258 от 28 марта 2012 г. «О внесении изменений в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных ус-луг».
4. Федеральный закон № 261 от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. МИ 2997-2006. Квартирные счетчики холодной и горячей воды. Методика периодиче-ской (внеочередной) поверки при эксплуатации.
6. ПР 50.2.006-94. Порядок проведения поверки средств измерений.
Автор:
Мицкевич Алеся Александровна,
заместитель директора ООО «Промавтоматика-Киров»