Принципы проектирования земляного полотна
Строительство автомобильной дороги вызывает изменения в прилегающей к дороге зоне, которые возникают вследствие изменения влажностного режима сезонно оттаивающего слоя, повышения способности поглощать солнечную энергию, нарушения естественных условий отложения и сроков схода снежного покрова. Изменение природных условий наблюдается в полосе, ширина которой в 5_б раз больше ширины земляного полотна.
Увеличение снежного покрова в придорожной полосе у насыпи снижает воздействие отрицательных температур на поверхность грунта. Весной снег с земляного полотна и в придорожной полосе оттаивает быстрее, чем на неосвоенном пространстве, в результате чего грунт здесь прогревается глубже, т. е. происходит понижение верхнего горизонта вечномерзлого грунта с образованием термокарстовых озер, термоэрозионных оврагов, образованием наледей и пр.
Основной принцип проектирования земляного полотна в районах многолетней мерзлоты заключается в наименьшем нарушении водно-мерзлотного режима грунтов как в основании земляного полотна, так и в придорожной полосе. Достигается это правильным назначением высоты насыпи, мерами но обеспечению устойчивости откосов выемки, надежным водоотводом и рациональной технологией производства работ. Для сохранения естественных мерзлотных условий необходимо принимать меры к сохранению природного покрова, для чего с каждой стороны земляного полотна нужно отводить охранные полосы шириной не менее 100 м.
В районах песчаных пустынь изменения рельефа, уровня грунтовых вод, геоморфологии местности, связанные с устройством земляного полотна, сопровождаются дефляцией, изменением засоленности грунтов. В тех случаях, когда поверхность земли закреплена чувствительным биогенным слоем, разрушение последнего представляет опасность как для придорожной полосы, так и для самого земляного полотна.
В засушливых районах для снабжения строительства водой целесообразно предусматривать бурение скважин постоянного водоснабжения. Вода необходима не только для придания грунту земляного полотна влажности, требуемой по условиям уплотнения, но и для рекультивации временно занимаемых земель, а также для закрепления растительности в придорожной полосе. Система полива должна быть тщательно продуманной, так как неправильный полив засоленных грунтов может вызвать изменение солевого режима и образование солончаков.
Кроме земляного полотна и дорожной одежды в комплекс автомобильной дороги входят разнообразные сооружения: водопропускные трубы, мосты, туннели, галереи, подпорные стенки и пр. При их проектировании следует строго соблюдать принцип гармоничного сочетания дорожных элементов с природной обстановкой как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения охраны окружающей среды.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Оползни и осыпи | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Обустройство дорог | |
<< Содержание >> |