Опыт строительства дорог США - площадки для отдыха (кемпинги)
Определенный интерес может представить схема размещения различных комплексов обслуживания движения, разработанная в США для автомобильных магистралей. В соответствии с этой схемой крупные комплексы (СТО, АЗС, предприятия питания) предусматриваются через каждые 50-60 км. Между ними может быть расположен комплекс, состоящий из АЗС и предприятия питания. Площадки отдыха с санитарно-гигиенической зоной располагаются через 12- 15 км, а видовые - через 6-7 км. Конечно, такая схема выглядит несколько упрощенно. В действительности размещение комплексов обслуживания движения согласуется с чередованием архитектурных бассейнов, интенсивностью и составом движения. Большое значение имеет правильная планировка площадки отдыха.
Исследования, проведенные в США, показали, что число дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, где научно и технически обосновано строительство необходимого количество площадок отдыха, снижается на одну треть по сравнению с дорогами, на которых такие площадки отсутствуют.
Опыт строительства площадок отдыха на автомагистралях имеется и в нашей стране. Наиболее характерными являются два основных типа планировки площадок отдыха: вытянутая вдоль дороги и отнесенная от нее в сторону (тупиковая). Предпочтение следует отдавать такой планировке, при которой площадка отдыха вытянута вдоль дороги. В этом случае удобно осуществлять въезд - выезд, подобная планировка более удобна с точки зрения безопасности движения, так как исключается встречное движение. Однако и тупиковая планировка целесообразна, особенно если в стороне от дороги имеется лесная поляна, озеро и, в первую очередь, место, позволяющее свободно осуществлять развороты и маневрирование. К такой площадке прокладывают съезд с двумя полосами движения, обсаженный рядами деревьев или кустарника. В конце съезда устраивают либо разворотное кольцо с центральным островком и двух полосной проезжей частью, либо сплошную разворотную площадку.
Для правильного выбора местоположения площадки отдыха необходимо привести большую предварительную работу. Еще в период рекогносцировочных изысканий необходимо составить опись всего, что представляет ценность в эстетико-рекреационном отношении и что участники движения смогут увидеть с будущей площадки отдыха: живописные рощи и группы деревьев, реки, озера, красивые участки речных долин, повышенные места, с которых открывается приятная для глаз перспектива, высокие сооружения или холмы, доминирующие в ландшафте дороги.
В такой описи нужно предусмотреть четкую привязку указанных объектов к пикетам трассы, привести характеристику и оценку описанных мест, а также высказать предположения о важности сохранения или целесообразности улучшения каждого из них и о мероприятиях, которые необходимо предусмотреть в проекте.
Часто возникают такие ситуации, когда привлекательность ландшафта в перспективе теряется из-за неудовлетворительного состояния полосы отвода. Поэтому описи подлежат места, в которых будущая дорога должна проходить среди полей, садов и других «окультуренных» участков земель через населенные пункты. Здесь инженер должен провести работу по эстетизации полосы отвода.
В частности, это может быть работа по ликвидации складов металлолома, свалок мусора, приведение в порядок оград, строений, мероприятия по предупреждению загрязнения водных источников.
Большое внимание следует уделить охране таких элементов окружающей среды, как памятники старины, которые могли бы стать объектом туризма, а также явиться частью общей архитектурной композиции дороги.
Площадка отдыха должна иметь хорошую аэрацию (проветриваемость). Наличие густых деревьев с подлеском (кустарником в при штамбовом пространстве) вызывает застой воздуха, аккумуляцию вредных веществ отработавших газов. Поэтому целесообразными являются разреженные, без подлеска, зеленые насаждения высотой 3 м и более, со слегка сомкнутыми кронами. На площадках отдыха лучше высаживать акацию белую, клен красный, лиственницу сибирскую, березу карельскую, ель обыкновенную, сосну обыкновенную, пихту сибирскую.
На площадке отдыха водители и пассажиры должны иметь возможность получить необходимую дорожную информацию, размещаемую обычно на щитах, стендах, плакатах. Для профилактического осмотра автомобилей на площадках отдыха должны быть предусмотрены эстакады.
По мнению проф. В. Ф. Бабкова, планировка площадок отдыха должна быть индивидуальной, в зависимости от ландшафта, рельефа и конфигурации территории, состава движения, характера перевозок по дороге. В местах с землями, ценными для сельского хозяйства, и в условиях сложного рельефа целесообразны упрощенные площадки отдыха. Они могут иметь вид простого уширения проезжей части на коротком участке дороги; такие площадки отделяются от внешних полос движения только линиями разметки.
Наряду с площадками отдыха в проектах дорог необходимо предусматривать и площадки для обзора. Такие площадки имеют меньшие размеры, иногда это просто уширение земляного полотна, на котором может быть обеспечена остановка двух-трех автомобилей. Разумеется, с площадки для обзора должен открываться красивый вид.
В качестве обзорных могут использоваться и остановочные площадки. Большой интерес в этом отношении представляет опыт болгарских специалистов. В НРБ остановочные площадки устраивают в 5-10 м от кромки проезжей части, а также на уширенном земляном полотне. В последнем случае площадку отделяют от крайней полосы движения островком безопасности шириной не менее 2,7 м. Островок безопасности окаймляется утопленным или скошенным бордюром. Для обеспечения плавного въезда на остановочную площадку при интенсивности движения более 100 автомобилей в сутки предусматриваются переходно-скоростные полосы. В случае высокой интенсивности движения устраивают также сплошную остановочную полосу, на которой устраняют поломки автомобилей (такой способ используется, например, в ФРГ).
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Обустройство дорог | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Строители автомобильных дорог | |
<< Содержание >> |