Спрямление дорожных потоков и сокращение их длины
Эффект такого членения может быть смягчен посадками деревьев, планировкой рельефа. При устройстве развязок в двух уровнях желательно использовать мягкие линии подъема и развития съездов, например, развязки типа «клеверного листа».
При проектировании мостовых переходов особое внимание должно быть уделено тому, чтобы максимально сохранить естественное состояние ручьев, рек и других поверхностных водоемов. Любое изменение их естественного состояния возможно лишь при соблюдении предельной осторожности. Спрямление потоков и сокращение их длины приводит к увеличению уклона и скорости протекания воды, способствует возникновению водоворотов в нижнем течении. Это, в свою очередь, нарушает естественную среду обитания рыб в водоемах, диких животных и птиц вдоль берега.
В ряде случаев мосты и виадуки нужны именно для того, чтобы сохранить потоки и речные долины в их естественном состоянии и тем самым обеспечить совместимость автомобильных дорог с окружающей природой. В этих же целях русла потоков не следует укреплять с помощью бетонных плит, крупных камней и тому подобных средств, но в большей степени использовать растительность, габионы, мелкий щебень и другие естественные или близкие к ним материалы. Изложенные соображения справедливы не только для случая равнинного рельефа, но наиболее актуальны именно для него.
С каждым годом возрастает ценность заливных лугов. Чтобы сохранить площади, занятые заливными лугами, и свести к минимуму вредное воздействие на водную поверхность, для пересечения таких территорий следует использовать высокие виадуки.
В условиях равнинного рельефа к формам ландшафта, требующим защиты, необходимо отнести болота. Прошли те времена, когда болота относили к негодным землям, а их ценность довольно упрощенно определяли возможностью удовлетворения практических потребностей. Сегодня стало очевидным значение болот как среды обитания важнейших представителей флоры и фауны и как природных резервуаров воды. Сохранение болот при строительстве автомобильных дорог приобретает первостепенное значение.
В холмистой местности во избежание сооружения больших насыпей и устройства выемок, а также в целях сохранения естественных форм рельефа автомобильную дорогу рекомендуется трассировать в виде плавной линии, повторяющей основные линии ландшафта.
В условиях горного рельефа дороги III-V категорий следует трассировать так, чтобы они огибали элементы рельефа, однако для дорог I-II категорий такое трассирование, как правило, не представляется возможным. В этом случае сама дорога и сооружения на ней должны выделяться на местности правильностью форм. Для этого трассу рекомендуется прокладывать в виде коротких, но четко выраженных прямых, чередующихся с длинными плавными кривыми. Устройство выемок, подрезка склонов часто приводят к обезображиванию ландшафта, образованию оползней. Устройство выемки в хвостовой части горы Кошка на дороге Ялта - Севастополь в районе Голубого залива нарушило природный и исторический ландшафт, привело к образованию некрасивых обнаженных и осыпающихся откосов. Примером удачного формирования дорожного ландшафта может быть сооруженный на той же дороге в оползневом районе туннель под горой Дракон.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Разграничение архитектурных бассейнов | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Организация придорожного озеленения | |
<< Содержание >> |