Вредные примеси в атмосфере
Около 70% содержащегося в бензине свинца выбрасывается в атмосферу, из них 30% оседает на поверхность земли, а 40 % находится в воздухе во взвешенном состоянии. Вблизи автомобильных дорог может задерживаться до 50 % всего количества свинца, попадающего в воздух из различных загрязняющих источников. Один автомобиль выделяет в атмосферу в среднем 1 кг свинца в год.
Находясь в организме человека в повышенных количествах, свинец поражает все органы и системы, но особенно действует на нервную систему, что выражается в симптомах астеновегетативного синдрома: цефальгии, артральгии, миальгии.
Наличие соединений свинца в организме особенно вредно для детей, так как приводит к замедленному развитию, нервным заболеваниям, заболеваниям крови. При этом свинец имеет свойство накапливаться в организме, вызывая более тяжелые недуги. Как показали исследования, кроме непосредственного отравляющего действия соединения свинца способны увеличить выделение углеводородов, так как оказывают замедляющее действие на процессы окисления.
От наличия вредных примесей в атмосфере страдают также растения и животные, являющиеся часто продуктами потребления человека. По состоянию растений определяют действие фотохимического тумана. Особенно чувствительны к нему салатные культуры, бобы, свекла, злаки, виноград, декоративные насаждения. Сначала на листьях появляется водное набухание, через некоторое время нижняя поверхность листьев приобретает серебристый или бронзовый оттенок, а верхняя покрывается пятнами и белым налетом. Затем наступает быстрое увядание, листья темнеют и опадают.
В газете «Правда» от 24 августа 2004 г. описаны последствия смога в Токио летом того же года: «Лужайки токийского олимпийского парка Комадзава усыпаны листьями. Но под ногами играющих здесь детей не раскрашенный яркими осенними красками шуршащий ковер, а грязно-серая масса опавших листьев. Хотя метеорологическое управление Японии и предсказывает в нынешнем году раннюю осень, до листопада еще далеко.
Однако деревья уже сбрасывают листву. Вызвано это загрязнением воздуха «фотохимическим» смогом - продуктом разложения выхлопных газов автомобилей и промышленных дымов под лучами солнца. Большинство деревьев в этом парке уже потеряло из-за смога половину листвы».
Отработавшие газы автомобилей способствуют коррозии металлов и снижению прочности строительных материалов, вызывают шелушение красок, растрескивание резиновых и синтетических изделий, приводят к разрушению известняков, доломитов, бетона. Разрушение каменного портала собора в Хертене (ФРГ) специалисты объясняют влиянием загрязнения воздуха. К 1985 г. убытки от действия атмосферных загрязнений на памятники и произведения искусства Италии достигнут ста пятидесяти миллиардов лир.
В настоящее время во многих городах мира созданы без автомобильные зоны (например, район Триумфальной арки в Риме), позволяющие частично предохранить от разрушения ценнейшие памятники архитектуры и истории.
Работы по проблеме снижения токсичности отработавших газов автомобильных двигателей, согласно мнению акад. АН РФ Н. Жаворонкова и проф. И. Варшавского, должны выполняться по следующим основным направлениям: разработка ездовых циклов автомобилей и применение стендовых устройств на контрольно-измерительных постах для имитации характерных условий движения автомобиля в городе с целью быстрого определения токсичности каждого автомобиля на основных эксплуатационных режимах; улучшение топливной аппаратуры двигателей и системы зажигания, разработка приспособлений для уменьшения токсичности двигателей и автомобилей; создание методов ликвидации отравления атмосферы картерными газами и полного устранения выбросов двигателями автомобилей канцерогенных веществ; разработка присадок к топливу, уменьшающих образование токсичных компонентов при работе двигателей; конструирование приспособлений для уменьшения испарения топлива из бензиновых баков и карбюраторов; создание и внедрение нейтрализаторов для уменьшения выброса в атмосферу токсичных компонентов отработавших газов; разработка эффективных катализаторов для нейтрализации отработавших газов и эффективных адсорбентов для поглощения токсичных компонентов этих газов; использование полузамкнутых и замкнутых циклов двигателей, обеспечивающих их нетоксичную работу; разработка и применение на автомобилях принципиально новых двигателей, непосредственно преобразующих тепловую и химическую энергию в электрическую.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Загазованность воздуха | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Каталитические нейтрализаторы | |
<< Содержание >> |