Источник транспортного шума
Нормы ограничения шума различны в отдельных странах. В нашей стране санитарные нормы (СН 53565) устанавливают допускаемый уровень шума на территории лечебных учреждений 35 дБ, а в жилой застройке - 45 дБ.
В Швейцарии введены в действие «Нормы комиссии по борьбе с шумом», в которых регламентирован допускаемый уровень шума в зависимости от характера градостроительных зон.
Во многих странах установлены ограничения шума для отдельных транспортных средств. Государственный стандарт США на ограничение шума от выпускаемых и находящихся в эксплуатации автомобилей и мотоциклов, принятый в 1972 г., предусматривает снижать максимальный допускаемый уровень шума каждые два года, чтобы общее снижение за восемь лет составило 10-12 дБ. Для новых грузовых автомобилей максимальный уровень шума допускался 86 дБ в 1972 г. и не более 74 дБ в 1980 г.
В Австралии в 2005 г. вступил в действие государственный стандарт на ограничение транспортного шума. В соответствии со стандартом величина максимального уровня шума внутри кабины автомобилей установлена в пределах от 85 до 90 дБ в течение восьмичасового рабочего дня. Европейская экономическая комиссия ООН рекомендовала нормативные значения уровня шума для разных транспортных средств в пределах 82-92 дБ.
Основным источником транспортного шума на автомобильных дорогах является двигатель автомобиля. Кроме того, на возникновение и уровень транспортного шума значительное влияние оказывают тип и техническое состояние транспортных средств, режим движения автомобилей, состав и интенсивность транспортных потоков. Перечисленные факторы относятся к категории автомобильных. Однако и дорожные условия также влияют на формирование транспортного шума. В первую очередь к ним относятся ровность и шероховатость проезжей части, размеры и сочетание геометрических элементов трассы (уклоны, кривизна вертикальных и горизонтальных линий).
При движении легковых автомобилей не менее значительным шумообразующим источником может оказаться взаимодействие шин с дорожным покрытием. Уровень транспортного шума на некотором удалении от дороги зависит не только от совокупности перечисленных шумообразующих факторов, но и от факторов, влияющих на распространение шума. К последним относятся конструкция земляного полотна (насыпь или выемка), его расположение по отношению к формам рельефа, расстояние от дороги, наличие и характер древонасаждений, наличие и характер застройки вдоль дороги, метеорологическая обстановка, наличие и конструкция противошумных экранов.
Как уже указывалось, основная роль в генерировании транспортного шума принадлежит силовым установкам. Уровень шума двигателя внутреннего сгорания в значительной степени зависит от частоты вращения коленчатого вала, что, в свою очередь, предопределяет значимость и других источников шума автомобиля: выхлоп отработавших газов, впуск воздуха, вращение вентилятора, перемещение подвижных частей трансмиссии. Рабочий объем цилиндра играет небольшую роль в образовании шума. Доказано, что при одинаковой мощности большой двигатель с незначительной частотой вращения производит меньше шума, чем малый двигатель, работающий на высоких оборотах.
Эмиссия шума дизеля возрастает пропорционально частоте вращения коленчатого вала в пятой степени, другими словами, увеличение количества оборотов в два раза приводит к увеличению шума в 32 раза. Например, дизель с частотой вращения коленчатого вала 4000 об/мин генерирует шум так же, как 32 одинаковых двигателя, частота вращения которых составляет 2000 об/мин. Эту количественную связь необходимо иметь в виду, когда с помощью более высоких оборотов двигателя стараются увеличить ускорение транспортного средства.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Защита окружающей среды от транспортных, вибрационных и производственных шумов | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Интенсивность шума, от взаимодействия колес автомобиля и поверхности дорожного покрытия | |
<< Содержание >> |