Дорожно-строительные машины
Вибрация является распространенным и вредным фактором в дорожной индустрии. При строительстве дорог, мостов и ремонте дорожных одежд широко используются ручные механизированные инструменты ударного действия. Ручные пневматические молотки одновременно создают шум и вибрацию. Источниками шума являются выхлоп отработавшего сжатого воздуха, удары поршня молотка по хвостовику инструмента, соударение инструмента с обрабатываемым материалом, утечка сжатого воздуха в коммуникациях. Одновременно с шумом рабочие подвергаются действию вибрации. Интенсивная вибрация с широким диапазоном частот регистрируется на рукоятке молотка и на зубиле. Значительной вибрации подвергается левая рука рабочего (в пределах 150-215 см/с), удерживающая зубило. Правая рука, удерживающая рукоятку, подвергается вибрации 36 см/с. Вибрация, возникающая на рукоятке и зубиле, по интенсивности варьирует в довольно широких пределах, т. е. процесс работы нестабилен и зависит от многих составляющих: силы нажатия на рукоятку, давления сжатого воздуха, твердости обрабатываемого материала.
При работе с вибрирующим оборудованием рекомендуется делать 10-15-минутные перерывы после каждых 60 мин работы. Рекомендуется периодически использовать рабочих на других операциях, не связанных с действием вибрации.
Дорожно-строительные машины различных типов создают на рабочих местах водителей шум и вибрации с широким диапазоном уровней. Так, на катках Д-400А, Д-317 общий уровень шума достигает 114 дБ, асфальта укладчик типа Д-150Б создает шум до 116 дБ. Шум бульдозеров и скреперов превышает санитарные нормы на 17 дБ. На рабочем месте машиниста асфальта укладчика ДС-1 вибрация бывает выше предельно допустимого уровня на 3 дБ, на моторных катках Д-399, Д-260 и Д-404А, не снабженных вибраторами, в некоторых случаях также превышает допустимый уровень. На вибрационном катке Д-317 вибрация на рабочем месте превышает предельно допустимый уровень на 6 дБ. При этом следует учесть, что машинисты катков и асфальта укладчиков до 50 % рабочего времени находятся на сидении машины, которое подвергается наибольшей вибрации. Изложенное заставляет обратить внимание конструкторов-машиностроителей на совершенствование амортизационных элементов сидений и на необходимость учета других эргономических факторов.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Защита от вибрационных и производственных шумов | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Планирование сетей и проектирование автомобильных дорог | |
<< Содержание >> |