Звукоотражающие стены
Шумозащитные стены могут быть как звукопоглощающими, так и звукоотражающими. Снижение шума с помощью таких стен изучалось в Японии на автомагистрали Токио - Нагоя. На расстоянии 14 м от звукоотражающей стенки снижение уровня шума составило 16 дБ, на расстоянии 40 м -21 дБ. Для стенок звукопоглощающего типа эти показатели лучше на 2-3 дБ.
Звукоотражающие стены приводят к усилению шума на дороге. Устранить этот недостаток можно с помощью изогнутых или наклонных стен, благодаря чему звуковые волны отражаются вниз. Такие стены требуют большой площади и нетипичны. Предпочтительнее шумозащитные стены из звукопоглощающих материалов.
Институтом инженерно-строительных работ Министерства строительства Японии проведены испытания 12 типов шумопоглощающих экранов, предназначенных для установки вдоль полотна автомобильных дорог. Высокие звукоизоляционные характеристики показали экраны, у которых лицевая панель изготовлена из алюминиевых сплавов (толщина листа 0,8 мм), задняя - из оцинкованного железа (толщина листа 1,2 мм), а также экраны, у которых лицевая и задняя панели изготовлены из высокомолекулярного полиэтилена (толщина панелей 7 мм). В обеих конструкциях звукопоглощающий наполнитель - стекловата (толщина слоя 50 мм).
Представляет интерес устройство земляных валов с эстетическим оформлением, так как кроме защиты от звука они могут обеспечивать поглощение токсичных веществ, находящихся в отработавших газах автомобилей.
Постоянный шум на автомагистрали Копенгаген - Вордингборг (Дания) при интенсивности движения 50 тыс. автомобилей в сутки создавал тяжелые условия для людей, проживающих вблизи нее. Наиболее удобной оказалась защита населения путем устройства на протяжении 20 км вдоль трассы земляных валов.
В зависимости от высоты застройки и близости расположения домов к дороге высота вала была установлена в пределах 6-9 м; подошва вала размещена на расстоянии 50 м от дороги. Одноэтажная застройка защищается валом на удалении 50 м от него, двухэтажная на расстоянии 140 м от дороги, трехэтажная - на расстоянии 200 м от дороги. Для въезда на дорогу в валах предусмотрены разрывы в местах, свободных от застройки.
Земляные валы занимают много места, но в тех случаях, когда позволяет площадь, они могут выполнять тройную функцию: снижать уровень шума, адсорбировать токсичные компоненты отработавших газов, служить эстетическим оформлением дороги. Озеленение земляных валов вместе с озеленением полосы отвода способно в некоторой степени компенсировать расход кислорода, поглощаемого автомобилями, а также ограничивать распространение пыли.
Если между жилой застройкой и автомобильной дорогой имеется широкое пространство, то для снижения шума можно использовать зеленые насаждения. Полоса зеленых насаждений назначается от 20 до 30 м шириной, при этом самые высокие деревья должны быть в центре этой полосы. Штамбовое пространство необходимо засаживать кустарником. Правильно запроектированная полоса зеленых насаждений позволяет снизить уровень шума на 5-9 дБ. Исследования показали, что полоса зеленых насаждений шириной 20 м, сформированная из 5 рядов деревьев, с кустарником в подлеске и живой изгородью при уровне шума на проезжей части дороги 75 дБ снижает его до 65- 63 дБ.
В районе Новостройки г. Волгограда изучалась полоса зеленых насаждений, состоящая из 12 плотных рядов с густым подлеском. Каждый ряд расположен на расстоянии 5 м от предыдущего и состоит из лиственных деревьев: вяза мелколистного, дуба обыкновенного, клена остролистного.
Подлесок - из деревьев таких же пород. Результаты измерений показывают, что сплошная полоса зеленых насаждений обладает эффективностью почти в два раза меньшей, чем расчлененная.
Отдельный плотный ряд деревьев с подлеском и кустарником может снизить уровень шума на 1,8-2 дБ. Снижение шума до уровня санитарных норм требует устройства полосы зеленых насаждений шириной 50 м. Считают, что применение шумозащитных зеленых полос дает ограниченное снижение шума, является дорогостоящим и не совсем эффективным. Но все, же зеленые насаждения необходимо устраивать, если позволяют площадь и средства.
Для борьбы с транспортным шумом широко используются градостроительные меры. Распространению шума могут препятствовать здания нежилого назначения, расположенные вблизи дороги в виде одно-, двухэтажной застройки. Такими зданиями являются магазины, гаражи, столовые, мастерские. В качестве шумозащитных экранов используются различные рекламные щиты, информационные стенды и тому подобные сооружения. В жилых зданиях снижение уровня шума достигается наружными ограждениями с оконными проемами, а также с помощью окон и витражей с двойным остеклением. Решается вопрос об односторонней ориентации жилых помещений. Осуществляется переназначение помещений в зданиях по вертикали, так как транспортный шум наиболее ощутим на нижних этажах.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Эстетические требования к шумозащитным экранам | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Защита от вибрационных и производственных шумов | |
<< Содержание >> |