Традиционные асфальтобетонные покрытия пешеходных зон железнодорожных узлов – это источник опасности для пассажиров. Не выдерживая ударных воздействий от сотен тысяч шагов, не имея антискользящих свойств, ускоренно разрушаясь от атмосферных воздействий и перепадов температур, они становятся причинами падений и травм. На Белорусском вокзале нашли решение вопроса безопасности пассажиров, применив при ремонте пешеходных зон антискользящую жестко-эластичную систему MasterSeal Traffic 2263 подразделения строительной химии Master Builders Solutions концерна BASF.
По данным агентства «ЖД Медиа», пассажиропоток на Белорусском вокзале составляет 2,4 млн человек в месяц, 88 % трафика приходится на пригородное сообщение. Этим транспортным узлом пользуются жители Лобни, Дмитрова, Одинцова.
До недавнего времени на пешеходных мостах и в переходах между платформами Белорусского вокзала все было «как у всех»: асфальтобетонное покрытие с потрескавшимися ступенями. Традиционные материалы явно не справлялись с нагрузками, не выдерживали пассажиропотока и разрушались намного быстрее нормативного срока службы, составляющего несколько десятков лет. Когда назрел вопрос об очередном ремонте ступеней в пешеходных зонах, уже было очевидным, что устаревшие технологии изжили себя.
Необходимо было комплексное решение, обладающее одновременно целым рядом одинаково важных характеристик: долговечностью, антискользящими свойствами, стойкостью к реагентам и перепадам температур, ремонтопригодностью и легкостью в очистке. У покрытия должно было быть еще одно принципиальное качество – способность к трещиностойкости, а также препятствование к образованию новых.
Ремонт начался с демонтажа старого асфальтобетона. Далее последовало нанесение пяти слоев системы MasterSeal Traffic 2263. Первый – MasterTop 615, двухкомпонентный эпоксидный грунтовочный состав с повышенной адгезионной способностью. Поверх него – эластичная гидроизоляционная мембрана MasterSeal М 860. Монолитное покрытие, обеспечивающее надежное сцепление по всей поверхности.
Непосредственно на гидроизоляцию наносился основной слой – двухкомпонентный самонивелирующийся полиуретановый состав MasterSeal М 276. Этот наливной материал придал ступеням необходимую стойкость к высоким нагрузкам – он способен выдержать не только высокий пешеходный трафик, но и интенсивное движение транспортных средств. Завершил цикл работ полиуретановый состав MasterSeal TC 258, обладающий антискользящими свойствами и высокой способностью к истирающим нагрузкам и атмосферным явлениям. Прочность на растяжение данного материала составляет 4,5 МПа, а относительное удлинение до разрыва – 200%.
Для устройства покрытия MasterSeal Traffic 2263 обычно требуется всего несколько дней. Компоненты системы обладают минимальными межслойными интервалами. Например, на грунтовочный состав MasterTop 615 следующий слой можно наносить уже через четыре часа, если ремонт проводится при температуре +30 °С, и через восемь часов, если работы идут при температуре +10 °С. Показатели MasterSeal М 276 – шесть часов при +23 °С и 12 часов при +10 °С.
Только за первые шесть месяцев после окончания ремонта по пешеходным зонам Белорусского вокзала прошли чуть менее 14,5 млн человек. Ступени лестничных маршей и переходы платформы сохранили свой внешний вид, антискользящие свойства, не потрескались и по-прежнему безопасны для пассажиров.
Состояние сразу после ремонта
Эксплуатация в зимний период
Состояние через шесть месяцев после ввода в эксплуатацию
В ближайшее время пассажирский трафик на Белорусском вокзале существенно возрастет. ОАО «РЖД» объявило о планах строительства дополнительного транспортного узла с пассажирским павильоном и двумя посадочными платформами, с которых будут отправляться около 30 пар поездов в сутки на участке Москва — Одинцово, а также с перроном площадью 270 кв. метров. Пешеходные зоны вокзала ждет новое испытание на прочность.
Подробнее об устройстве пешеходных зон перехода можно узнать, посмотрев видео: