Влияние искусственного освещения на восприятие помещений человеком
Цель данного цикла статей - вскрыть единство и взаимовлияние архитектуры и света (в частности, искусственного), т.е. установить его роль в формировании интерьера. Вопросы, связанные с этим, находятся на стыке светотехники и архитектуры, и архитекторам необходимо переосмысление ряда светотехнических положений. Для того чтобы архитектор-проектировщик мог создавать новые варианты рассмотренных приемов, учитывая их специфику, показаны архитектурно-художественные, светотехнические и инженерные возможности каждого из приемов искусственного освещения. Степень утилитарности здания влияет только лишь на выбор приемов, их экономичность, инженерные особенности исполнения и не должна отражаться на художественных качествах освещения и тщательности его технического исполнения.
Поиски новых путей в современной архитектурной практике приводят к переосмысливанию одного из древнейших средств благоустройства помещений, имеющего огромное художественное значение, света. Возможность же создания сравнительно простыми средствами больших перепадов его интенсивности позволяет отказаться от традиционных приемов его использования.
Одновременно с решением утилитарных задач свет часто влияет на восприятие архитектуры, преображая ее, изменяя или выявляя композицию, придавая помещению определенную психологическую окраску. Опыт показывает, что изменения в восприятии помещения, вносимые светом, нередко касаются самых основ архитектуры: трактовки пространства, объема, ритма, архитектурной формы и др. Элементы архитектурной композиции подчиняются свету, т. к. для зрительного восприятия человеком каждый из них существует лишь в зависимости от света. Раскрытое пространство свет может либо показать во всем великолепии, либо сузить, уменьшить или «разбить», беспредельно расширить существующий в действительности ритм, пластику, форму и цвет, неузнаваемо изменить или зрительно заменить другими, создать свой декор и т.д.
С помощью света могут быть выявлены или нарушены габариты и пропорции помещения и его деталей: интенсивно освещенные участки объема, архитектурно-строительный элемент или деталь кажутся крупнее, чем они есть в действительности. Выявленный светом декор (особенно мелкий, фактура, текстура) зрительно выдвигается вперед, разрушая плоскость, на которой он находится, и т. д.
Даже из этого простого перечисления видно, как велико участие света в архитектурной композиции. Поскольку свет может не только видоизменить ее, но и придать ей новый смысл, его нужно рассматривать как один из важнейших элементов композиции. Поэтому при проектировании интерьера и его искусственного освещения должны учитываться утилитарные требования, диктуемые функциональной и гигиенической спецификой помещения; экономика примененного варианта искусственного освещения; архитектурно-художественная роль света.
Поскольку задачей книги является показ архитектурно-художественных возможностей света, детально рассмотрим третью группу требований.
СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Композиционная роль света | ||
<< Содержание >> |