21-й век является важным этапом в совершенствовании общественных отношений и формировании нового человека, в дальнейшем развитии социального образа жизни.
В условиях социально-культурного прогресса и научно-технической революции перед архитекторами стоят важные задачи. Качественно новый уровень современной архитектуры и повышающиеся с каждым днем требования к ней заставляют проектировщиков уделять особое внимание структуре и художественному образу здания, функциональным, гигиеническим и эстетическим качествам его помещений.
В архитектуре помещения, наряду с другими элементами его интерьера, очень большую роль играет свет. Опыт показывает, что влияние света на восприятие архитектуры касается самих ее основ: трактовки пространства, объема, ритма, формы и т. д., которые при визуальном восприятии выглядят такими, какими «показал» их свет. Подчиняясь ему, они зрительно влияют на внешний вид композиции тем, что изменяют и свой образ, и задуманное соотношение светлых и темных участков помещения, форму и место элементов данной композиции. Этим свет вносит в нее также эмоциональное начало, обостряя се психологическую характеристику. Именно поэтому свет может стать помощником архитектора в его работе и обогатить средства выразительности, которыми он оперирует.
Технические достижения в области светотехники и светотехнической промышленности расширяют архитектурно-художественные возможности света.
В практике работы проектных организаций обычно прием искусственного освещения, ламп, направление световых лучей и другие, связанные с этим вопросы разрабатывают специалисты по светотехнике.
Осветительные установки, являющиеся основой каждого приема искусственного освещения, требуют определенных капиталовложений, и электрики (смежники проектировщика-архитектора) стремятся применять наиболее простые приемы искусственного освещения, иногда мало соответствующие архитектурному замыслу. Но поскольку искусственное освещение не только обязательный вид благоустройства помещений, а одно из средств архитектурной и художественной выразительности, выбор применяемого приема должен зависеть, в первую очередь от архитектора, использующего в своих решениях сложную связь света с архитектурой; инженер (светотехник или электрик) при таком методе работы становится как бы соавтором архитектора.
Основным критерием качества осветительной установки должна быть не только се сметная стоимость (и стоимость всего приема в целом), а возможность получения нужной психологической характеристики помещения с помощью именно этого приема освещения. Кроме того, как показывает практика, для реализации архитектурно-художественных задач искусственного освещения иногда приходится принимать менее экономичные решения, но соответствующие нормативным требованиям.
При выборе приема искусственного освещения архитектору важно знать и учитывать следующее: экономичность применяемого вида света; расходы, связанные с применением конкретных светотехнических приемов, обеспечивающих требуемые психологические характеристики освещенного помещения; стоимость осветительной установки и строительных работ; расходы, связанные с эксплуатацией применяемого приема искусственного освещения помещений; величину экономии электроэнергии вследствие применения специальных отделочных материалов (для архитектурно-строительных элементов, объемных предметов и т.д.).
Лишь после этого должны быть учтены специальные требования к осветительным установкам, что является компетенцией светотехника.