Яркостный контраст между освещенным объектом и его фоном
Яркостный контраст между освещенным объектом и его фоном около 8:1 - 10:1 воспринимается как удаление объекта; около 15:1 - как полное исчезновение его. В зависимости от места в помещении, занимаемого яркостным контрастом, изменяется восприятие не только поверхности, где он находится, но и всего помещения. Характер зрительных иллюзий зависит от интенсивности и площади, занимаемой этим контрастом, а также от того, насколько постепенно большая яркость переходит в меньшую.
Варьируя расположение интенсивно и слабо освещенных мест, а также величины их освещенности, можно создавать определенное впечатление об интерьере. Архитекторы и художники, чье творчество связано с архитектурой, должны это знать и уметь использовать в своей работе.
Однако для того, чтобы создалось впечатление какой-то реальной формы или тем более целого интерьера, в освещении должна быть определенная логика. В качестве примера можно назвать одну из лучших станций московского метро «Кропоткинскую».
Она производит впечатление очень просторной, потолок «не давит», т. к. он где-то высоко и невесом, внешний вид станции необычен и нарядно прост. Это результат особенностей яркостных контрастов: они здесь довольно резки (около 1:8-1:10) и расположены так, что свет отделил колонны от их конструктивного продолжения у потолка. Благодаря этому потолок, как бы окутанный прозрачной дымкой, «поднялся», свет пронизал весь объем и наполнил его мягким сиянием.
Но зрительно этот свет разрушил инженерную основу сооружения: кажется, что мощные столбы ничего, кроме невесомых снопов света, не несут свет лишил их конструктивного смысла, превратив в своеобразную декорацию, он разобщил их с вышележащей частью их же продолжением, которое повисло над столбами-«факелами» как огромные сталактиты. Однако именно этот прием и создает впечатление легкости конструкции, простора и т. д. В данном случае все это очень уместно, но все создано иллюзиями.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Степень ощущения насыщенности помещения светом | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Визуальная оценка пространственных форм человеком | |
<< Содержание >> |