Физиология человеческого зрения
Поскольку для человека свет проявляется как яркость окружающего, художественная роль и возможности света это художественная роль и возможности яркости. Рассмотрим кратко се особенности.
Яркость поддается расчету сравнительно простыми инженерными методами, однако это психологическая характеристика световой энергии, ощущение, называемое светлотой: человек воспринимает яркость предмета как его светлоту. Физиология зрения утверждает, что величина светлоты предмета не зависит полностью от его яркости, здесь важны и цвет предмета, спектральный состав этого цвета и, главное, предварительная адаптация глаза, т. е. его «настройка» на окружающую яркость. Поскольку на светлоту действует много факторов, лишь в отдельных случаях между нею и яркостью есть постоянная, но не прямая, а логарифмическая зависимость. В интерьерах эта зависимость намного сложнее: тысячекратному, в среднем, изменению яркости соответствует лишь 4-8-кратное изменение светлоты. Тем не менее, при расчетах зрительного восприятия света до сих пор пользуются яркостью, превращая ее величину, при необходимости, в величину светлоты с помощью шкалы Вольграмма и Подгама или номограммы Гусева-Хорошилова.
Глаз человека воспринимает только резкие переходы яркости. Например, яркость менее 25 кд/м2 не воспринимается как яркость, 30 кд/м2 - заметна как светлое место, 200 кд/м2 - большая, но приемлемая яркость, 500 кд/м2 - привлекающая внимание, 1000 кд/м2 - беспокоящая яркость, 2000 кд/м2 - слепящая, более 2000 кд/м2 - невыносимая яркость.
Яркость человек воспринимает по-разному, в зависимости от того, в каком освещении он находился перед этим или какая яркость окружающего его пространства. От непроизвольной настройки (адаптации) глаза па яркость, предшествующую данной или окружающую его, зависит острота восприятия виденного.
Необходимо выделить два вида адаптации: световая, когда предварительная яркость была сравнительно большая. Она очень притупляет чувствительность глаза к свету в течение 3-5 мин другая яркость воспринимается плохо; темновая, когда предварительная яркость была сравнительно малой. Пребывание (даже очень непродолжительное) в темноте повышает чувствительность глаза на некоторое время во много раз.
Эти свойства световой и темновой адаптации имеют важное значение и в том случае, когда данная яркость рассматривается на фоне противоположной. Например, при рассматривании интенсивно освещенного предмета в темной комнате он как бы приближается к зрителю (а при очень большой интенсивности освещения просто слепит), кажется намного ярче и больше, чем в действительности, в то время как окружающая его темнота «сгущается». Если убрать освещенный предмет, то через несколько минут в той же темноте начинают вырисовываться наполняющие ее вещи.
Поскольку темновая адаптация очень повышает чувствительность глаза, между светом и темнотой, находящимися рядом, должно быть определенное равновесие при темноте окружения (малой яркости) интенсивный свет (большая яркость) слепит. Светотехники утверждают, что приемлемы в этом случае такие соотношения яркостей: между центральным зрительным полем и периферическим 10:1; между светящейся и несветящейся поверхностями 20:1.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Светотехнические термины | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Пятна света - яркие места и тени | |
<< Содержание >> |