Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 4.1

Системы распределения светлот

Существует две системы распределения светлот: нарастание светлоты кверху, как в природе, или книзу создают различное впечатление от интерьера.

Путем увеличения светлот кверху, когда потолок является наиболее светлой поверхностью, легко создать ощущение высоты помещения и насыщенности его светом. Кроме того, расположение светящих элементов на потолке или в верхней части стены так же обеспечивает нарастание светлоты кверху. Но стремление увеличивать светлоту кверху нередко приводит к нарушению архитектурной логики: на потолке появляются непредвиденные перепады яркости, которые зрительно деформируют его, сообщая несвойственные его форме градации яркости или просто случайные светлые пятна.

Очень часто встречается вариант, когда на плоском потолке с одной стороны (реже с двух или по периметру) возникает намного большая, постепенно уменьшающаяся яркость. Поскольку эти градации яркости характерны для свода, плоский потолок зрительно превращается в некий свод, а затемненная его часть как бы провисает. Это результат неправильного устройства так называемых световых карнизов. Иногда из-за непродуманного расположения светильников, лучи которых оказываются в непредвиденных местах, на потолке создаются пятна случайной формы, имеющие большую яркость, чем весь потолок, полосы и т. д.

При больших контрастах яркостей (порядка 1:10) в помещениях возникают зрительные иллюзии согласно упомянутой выше закономерности: наиболее светлое место (при условии, что оно имеет сравнительно большую площадь и яркость порядка 250-400 кд/м2) удаляется; при более резком контрасте (приблизительно 1:15) эта поверхность как бы исчезает - перестает быть материальной, иллюзорно превращаясь в пронизанную светом даль.

В помещениях современных гражданских зданий все чаще встречается вариант распределения светлот, когда потолок темный (ахроматический или цветной) и его поверхность представляет собой не плоскость, а систему плоскостей, иногда даже трудно читаемую; стены - светлее потолка, часто очень светлые, того же или контрастного цвета; пол -светлый, разбеленных цветов или совсем белый.

Светлый пол с экономической точки зрения лучше темного, т. к. он хорошо отражает лучи и ощутимо повышает КПД каждой осветительной установки. Но такое распределение светлот создает в помещении несколько декоративную обстановку. Насытить светом помещение с темным потолком и утемняющимися кверху стенами очень трудно, да и неудачно с точки зрения художественных требований это нарушило бы принцип распределения светлот, т. к. высветлило бы потолок. Кроме того, помещение с темным потолком всегда выглядит ниже.

Поскольку распределение светлот в помещении имеет, в первую очередь, психологическое и эстетическое значение, оно должно соответствовать архитектурно-художественным задачам, решаемым архитектором в каждом конкретном случае. Поэтому выбор системы распределения светлот и ее конкретизации приема освещения должно стать обязанностью автора интерьера.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Распределение светлот
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Виды света
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,006 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑