Сочетание приемов искусственного освещения помещении
При освещении помещений общественных зданий часто возникают задачи, которые не могут быть решены с помощью только одного какого-то приема. Каждый прием имеет свою светотехническую, художественную и экономическую специфику, которая не всегда соответствует требующейся в данном помещении световой композиции и световым условиям. Кроме того, характер освещения, создаваемого большинством приемов, нередко в какой-то степени однообразен, что далеко не всегда желательно по художественным, психологическим и экономическим соображениям.
С художественной точки зрения большинство приемов искусственного освещения чрезмерно лаконичны, иногда даже аскетичны, и для оживления впечатления их желательно разнообразить.
В практике освещения помещений наметилось два пути достижения утилитарного и художественного эффекта: сочетание отличающихся друг от друга приемов (как различных видов светящих плоскостей, светильников и светящих плоскостей и пр.) и создание новых приемов, имеющих черты одновременно нескольких. В обоих случаях не только обеспечиваются необходимые утилитарные качества освещения, но и обогащается интерьер, в который вносится новое художественное начало.
Утилитарная целесообразность сочетания приемов в одном помещении всегда должна подтверждаться светотехническими расчетами. Эстетическая целесообразность, хотя в определенной степени и зависит от замысла автора, в целом подчиняется тем же законам, что и всякие сочетания: комбинирование приемов, контрастирующих по трактовке пространства, виду светораспределения, видам света.
Нужно помнить, что сочетание различных приемов дает хороший результат в большом помещении; в малом к этому нужно подходить очень осторожно, т. к. сочетаниями легко создать пестроту. Но даже и в большом помещении нецелесообразно применение больше двух приемов они перегружают помещение своими эффектами и особенности каждого мешают восприятию помещения в целом.
В композиции люстр произошли радикальные изменения: их начали трактовать либо как элемент потолка, либо как своеобразную светящую плоскость в объеме помещения. В первом случае это распластанная на потолке замкнутая (например, кольцеобразная) композиция, состоящая из отдельных законченных звеньев-светильников, свет которых проникает во все утолки помещения. Однако такая люстра хороша лишь при ячеистой облицовке потолка (например, плитками «акмигран»), т.е. при его ритмическом членении, когда люстра-система подчинена заданному ритму и органически включается в него, становясь неотъемлемой частью потолка. Такая люстра тем интереснее, чем четче ритм и чем интереснее ее «звенья» (например, люстра в фойе театра «Современник в Москве).
Пример второго варианта современной композиции люстры плоская сетка, горизонтально подвешенная на небольшом расстоянии от потолка помещения. В узлах «сетки» находятся лампы накаливания. «Сетка» может быть размещена и в два произвольно совмещенных яруса. Она повторена арх. Б.П. Жежериным в Днепропетровском театре оперы и балета.
Однако и сейчас в высоких помещениях встречаются люстры традиционной формы компактный конус, но они по-другому трактуются, для них использованы не те материалы, что в традиционных образцах. Так, люстра круглого зала на втором этаже петербургского ресторана «Нева» выполнена из подвешенных на тросах металлических листов, свернутых в виде свободного свитка. Эти «лепестки», анодированные под золото, являются отражателями лучей спрятанных ламп накаливания.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Открыто размещенные светильники | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Примеры искусственного освещения помещений общественных зданий | |
<< Содержание >> |