Освещение магазинов
Современные магазины обычно отличаются глубоким корпусом и тем, что интерьер их пуст, в помещениях есть только прилавки различной конструкции и конфигурации. Лишь в некоторых (обувные, готового платья), кроме прилавков, есть и другое оборудование, но тоже связанное с функцией магазина. В этих условиях искусственное освещение необходимо даже днем как дополнение к естественному; оно же является единственным украшением магазина. Строго утилитарный характер торговых зданий определяет подчиненный характер искусственного освещения, но тем не менее, именно освещение, способствуя наилучшему осуществлению процесса, для которого предназначены помещения, должно помочь выявить их специфику.
Для выяснения особенностей освещения магазинов необходимо четко определить их тип: торговый комплекс, большой или малый магазин, универсам, а также характер продаваемых товаров для крупных предметов (мебель), одежды и тканей, для бижутерии и пр. К освещению каждого торгового предприятия предъявляются особые требования.
Торговый зал большого магазина имеет ряд функциональных зон прилавков, различных внутренних витрин, демонстрационных стендов, «островков» и пр. Искусственное освещение здесь должно рассеять темноту и создать соответствующие условия в пространстве зала и в каждой функциональной зоне. Для этого используется общий свет помещения и местный подсвет. Последний имеет несколько видов: подсвет прилавков, выставленного товара, витрин (внутренних и наружных).
В больших многофункциональных магазинах для общего освещения чаще всего применяются светильники или осветительные установки с люминесцентными лампами. Их утилитарная задача создать хорошую видимость во всем зале, художественная иллюзорная корректировка архитектуры зала, его украшение и создание праздничного настроения у посетителей. Градация яркости зависит от архитектурно-художественных требований и должна составлять около 1:4:10. Чаще всего здесь применяют один из вариантов сплошного светящего потолка (с остеклением из какого-нибудь светопрозрачного материала или с белыми экранирующими решетками), светящие панели и светящие полосы из пристроенных люминесцентных светильников.
Иногда встречается вариант такой трактовки интерьера помещения, когда светящий потолок и стены имеют одинаковый, сплошь покрывающий их рельеф. Поскольку яркость потолка, когда он светится, и стен очень различна, они должны выглядеть не единой поверхностью, а разными элементами единой конструктивной схемы и поэтому не трактоваться одинаково.
Нередко большой торговый зал, представляющий собой прямоугольник, имеет «карманы» (например, универмаг «Москва» на Ленинском проспекте в Москве); стены в этих «карманах» окрашены в интенсивные цвета, а для общего освещения использован не тот прием, что в зале чаще всего встроенные светильники с лампами накаливания, создающие иной световой климат, чем люминесцентные лампы. В темноватых, но сравнению с залом «карманах» обычно размещены ярко освещенные внутренние витрины.
В магазинах одежды при современном способе торговли (со свободным доступом к товару) общего света в зале зачастую оказывается мало. В этом случае устраивают местное освещение с помощью специальных вешал с лампами. В магазинах с ограниченной площадью торгового зала аналогичные вешала можно разместить в глубоких нишах всех стен; лампы и здесь входят в конструкцию вешал. Прием дает возможность освободить помещение для посетителей.
Местное освещение в больших торговых залах это освещение его функциональных зон, зависящих от планировочного решения зала, назначения магазина, специфики зоны, формы торговли. Однако отношение яркости световых акцентов, которые можно отнести к местному освещению, и общего освещения зала должно быть не больше 3:1.
Утилитарная задача местного освещения создание сильного света, дающего возможность рассматривать выставленный товар и помогающего продавцу работать; художественная создание цветовых и световых акцентов в общей композиции интерьера, а также выявление особенностей планировки зала.
В местном освещении магазинов свет используется по-разному, т. к. он входит во всевозможные конструктивные решения выставочного оборудования различных витрин, горок и т. д. Нужно подчеркнуть, что местное освещение необходимо из утилитарных соображений, но, кроме того, оно помогает создавать художественную характеристику торгового зала.
Торговые залы, особенно большие, должны быть облицованы пористыми или перфорированными звукопоглощающими материалами. Это создает незначительное отражение световых лучей в зале; мягкие и темные товары уменьшают его еще больше.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Освещение фойе и кулуаров | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Принципы использования различных видов света в витринах | |
<< Содержание >> |