Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 8.6

Освещение выставок и музеев

Освещение музея или выставки сложная светотехническая задача, но она может быть решена хорошо в эстетическом отношении только при участии архитектора, а в особых случаях (освещение музея-дворца с собранием картин) и искусствоведа.

Специалисты-светотехники утверждают, что в залах с экспозицией общее освещение обязательно, но одновременно признают, что в темном зале экспонаты выглядят лучше. Практика подтверждает это положение, но оно годится не для всех музеев и выставок.

По времени работы музеи (выставки) разделяются на работающие только при естественном освещении, естественном и искусственном и только при искусственном. Первый тип помещений встречается сравнительно редко и его освещение требует особых расчетов. Обычно музеи или выставки представляют собой комбинации вторых двух типов, что диктуется планировкой помещений, особенностями экспозиции, эстетическими, гигиеническими и экономическими соображениями.

По характеру экспозиции музеи и выставки разделяются на такие, где не только выставлены определенные предметы, но и сам интерьер представляет интерес (например, старинные дворцы), и музеи-выставки, где важны только экспонаты. Такие помещения освещаются но разному и требуют использования различных приемов.

Освещение выставочных помещений с естественным и искусственным светом может иметь два варианта. Первый вариант: и музеях дворцах источники света размещают скрыто, чтобы не нарушать характер интерьера; лампы прячут либо в больших люстрах (если они имеются), либо встраивают в высокие предметы шкафы, горки и т.д.

При втором варианте, используемом в различных музейных помещениях, искусственный свет совмещается с естественным, являясь средством «продолжения дня». Для этого лампы скрыто встраивают в световые фонари.

Чаще всего архитектору, работающему над музеем, приходится иметь дело с помещениями, предназначенными только для экспонатов, и интерьер в данном случае имеет второстепенное значение.

При проектировании освещения музеев должны быть решены две прямо противоположные задачи: создание наилучших условий для обозрения экспозиции (или всего интерьера помещения) и создание наименее вредного для экспонатов освещения, т. к. всякий свет их в какой-то мере разрушает (выцветание красок и пожелтение бумаги и есть одним из проявлений этого разрушения). Не вдаваясь в светотехнические рассуждения и расчеты вредности света для экспонатов, нужно констатировать следующее: осветительные лампы, в спектре света которых развита сине-фиолетовая сторона с ее невидимым ультрафиолетовым излучением (все типы люминесцентных ламп), более вредны, чем лампы с развитой желто-красной стороной спектра света (различные лампы накаливания). Ксеноновые и йодные лампы имеют спектр света, приближающийся к спектру солнца, но фото химически очень активны.

Больше всего подвержены разрушительному действию света живопись, графика (включая акварель) и ткани. Для них особенно важен спектр света освещающих их ламп.

Таким образом, улучшение условий восприятия экспозиции увеличение се освещенности ведет к ухудшению условий сохранности экспоната, и поэтому в мировой практике освещения музеев до сих пор не решен вопрос о том, какие лампы должны здесь использоваться. Твердо установлено только то, что естественный свет вреднее искусственного.

Создать наилучшие условия для рассмотрения выставленного можно, в первую очередь, только путем хорошего освещения экспозиционной площади. Как правило, она представляет собой вертикальную поверхность (стена или стенд), нижний край которой выше пола на 70-80 см, а высота 170 см. Особенность освещения в том, что источник света (направленного) должен быть вне ее и освещать ее равномерно.

Направленное освещение в музее почти всегда местное, т. к. освещается определенное место экспозиционная площадь или объемные экспонаты. Однако благодаря многократным отражениям лучей света от ограждающих поверхностей и от самих экспонатов, направленное освещение служит и общим освещением зала.

Обычно источник света находится над экспонатами. Для этого осветительные приборы должны отстоять от освещаемой поверхности довольно далеко, что определяется светотехническим расчетом.

Равномерная освещенность стены музея или стенда обеспечивается лампами со специальными отражателями глубокими с непрозрачными кожухами, хорошо отражающими свет находящейся внутри лампы накаливания или длинными параболическими полуцилиндрами для люминесцентных ламп. Первыми освещено большинство залов Лувра, осветительные установки из вторых применены в залах Государственного музея ирландского искусства в Дублине. Хотя направленное освещение экономичнее всякого другого, но, во-первых, оно создаст специфический выставочный интерьер, а, во-вторых, отражатели для ламп до сих пор изготовляются лишь индивидуально из стальных, зеркализованных с одной стороны щитов.

Направленное искусственное освещение лампами в кожухах создает ограниченное местное освещение, линейными лампами в полуцилиндрах местное и общее.

Отраженное освещение это общее освещение зала и его достоинством является скрытое расположение ламп, что исключает ликование экспонатов, даже застекленных картин.

Недостаток отраженного света в музее, как и всюду, - малая экономичность и повышенная «запыляемость» установки. Кроме того, в музеях отраженное освещение можно устраивать в карнизах стен, однако из архитектурных соображений это не всегда возможно и желательно.

Равномерность освещения при отраженном освещении с карнизов в музее обеспечивается соблюдением следующих правил: визирная линия должна пересекать противоположную стену не ниже 1,5 м над полом, а створная не выше ее середины; карнизы должны быть как можно более плоскими и размешаться на всех стенах по периметру зала; отношение B:h должно быть при лампах накаливания и люминесцентных лампах 5; при зеркальных лампах 7,5. Если в карнизах для увеличения отражения сеть зеркала, отношение B:h может быть 5-7,5; размер, а должен составлять 1,2-1,5 м (при зеркальных лампах не меньше 1,25 м); при лампах накаливания расстояние между их осями должно быть 1,5-1,7 а; люминесцентные лампы необходимо ставить «внахлест».

Если в помещении много стендов, отраженное освещение лучше устраивать со стендов тогда лампы или светильники оформляются как завершение их.

При использовании рассеянного (отраженного в данном случае) света необходимы еще световые акценты хотя бы на отдельных экспонатах.

Светящий потолок, дающий рассеянный свет обеспечивает не только общее освещение зала, но и освещение экспозиции, поэтому требует устройства световых акцентов.

В музеях и на выставках светящие потолки устраиваются либо под фонарем естественного света (например, обрамляют его), либо подшиваются к конструктивному потолку. В первом случае потолок превращается в светящую полосу, дополняя естественный свет, и является как бы элементом фонаря; во втором случае служит только для искусственного света. Сочетание светящего потолка с фонарем естественного света, с которым он имеет общее остекление, не рекомендуется: остекление фонаря очень запылятся, что поглощает иногда до 85% света.

Противопожарные требования в музеях и на всевозможных выставках ограничивают применение светящих потолков и сводятся к следующему: при потолках с остеклением из различных ластиков должны применяться только лампы как более холодные; при остеклении из пластиков светящий потолок должен состоять из отдельных секций площадью не больше 10 м2; между секциями должны быть несгораемые полосы шириной не меньше 30 см; конструкция светящего потолка должна предусматривать обслуживание снизу.

Равномерность освещения обеспечивается соблюдением отношения расстояний между осями ламп и расстояния до остекления. Это отношение при зеркальных лампах глубокого свстораспределения должно быть 0,7-0,9; при открытых лампах накаливания и светильниках с люминесцентными лампами 1,2-1,8; при открытых люминесцентных лампах 1,4-2,4.

При устройстве светящих потолков в полости между конструктивным потолком и остеклением обычно устанавливают готовые светильники, однако экономичнее соответственно обработать полость (добившись отражения не меньше 85%) и установить в ней открытые лампы.

Кроме сплошного остекления, в светящих потолках музеев устанавливают экранирующие решетки.

Часто в музеях при общем освещении зала акцентируют светом отдельные места путем создания здесь пятен света.

Лучший, но не всегда осуществимый способ направить световой поток скрытых небольших ламп (например, зеркальных, применяемых для торговых витрин) на нужное место. Используется и комбинация экранирующих решеток и светопрозрачных или непрозрачных частей потолка. Соответственный наклон экранирующих решеток придает световому потоку нужное направление.

Особая задача при освещении музея освещение витрин. Принципы освещения плоскостных витрин у стен, просматриваемых с одной или двух противоположных сторон, и объемных.

Небольшие залы музея, где выставлены мелкие макеты, стекло, миниатюры, часто делают темными для того, чтобы сосредоточить внимание посетителя на этих предметах. В этом случае освещают лишь витрины или сами предметы; а на потолке размещают источники света, которые должны освещать проход и обеспечивать дополнительный свет на витрины (так, например, освещен Государственный исторический музей в Лондоне).

Темный зал, особенно если он находится среди освещенных, выделяется и заостряет внимание на выставленных экспонатах (как зал с золотой маской Тутанхамона на выставке сокровищ гробницы Тутанхамона).

Однако, оборудуя темный зал, нужно помнить об адаптации: после него человек будет некоторое время плохо видеть в освещенном зале и поэтому лучше, если такой зал будет последним по ходу выставки. Стенды в нем не должны быть слишком интенсивно освещены, иначе свет не даст возможности рассматривать экспонаты, он будет «забивать» их.

Таким образом, для архитектора очень важно знать особенности искусственного освещения, его значение для архитектуры, в частности, для интерьера помещения. Следует подчеркнуть, что именно автор архитектурного проекта должен задумывать освещение интерьера его психологическую и архитектурно-художественную роль. Архитектор должен помнить, что после того, как создан проект здания, поздно думать о свете. Для применения даже простейших приемов его освещения (например, встроенных светильников с лампами накаливания) нужны определенные условия в данном случае подшивной потолок, который должен быть предусмотрен заранее. Для более сложных необходимо в одних случаях сравнительно большое расстояние между потолком и проемами, в других возможность устройства сильно развитых карнизов, в третьих полость в стене и т. д.

Одна из главных задач архитектуры на современном этапе развития - полнее использовать архитектурно-художественные возможности искусственного освещения для определенного восприятия интерьера.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Принципы использования различных видов света в витринах
 
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0045 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑