Шумозащитные экраны устанавливаются вблизи транспортных магистралей, строительных площадок, промышленных установок (вентиляторов, чиллеров, компрессорных) и иных источников шума. В плане экраны могут быть замкнутыми, полузамкнутыми (с 2-3 сторон источников шума) и линейными. Некоторые из них без ущерба для акустических свойств конструкции дооборудуются воротами для проезда автотранспорта и калитками для прохода людей. Универсальность экранов заключается и в том, что они могут быть практически любой высоты, пролеты между стойками могут выполняться практически с любым шагом и достигать 6 метров, а отдельные части экрана могут состыковываться между собой под различными углами в плане.
Такая универсальность стала возможна благодаря особой конструкции отдельных элементов экрана: шумопоглощающих (шумоотражающих) панелей или их комбинаций; горизонтальных профилей, в которые устанавливаются панели; опорных профилей и стоек, в которые монтируются вышеперечисленные элементы экрана.
Основным элементом конструкции является металлическая шумопоглощающая панель. Их совокупность составляет рабочее (с акустической точки зрения) полотно экрана. Удачно выбранное коробчатое сечение панели позволило определить ее оптимальные габариты: 980х496х56 мм при толщине 0,7 мм для стали и 1 мм для алюминия. Прочностные расчеты и экспериментальные проверки доказали работоспособность отдельной панели при ветровой нагрузке до 94,5 кг/м2, а в составе экрана – до 118 кг/м2. При некотором изменении конструктива панели работоспособность конструкции обеспечивается уже при нагрузке до 360 кг/м2. Кроме того, коробчатое сечение панели позволяет воспринимать большие нагрузки от массы полотна экрана, что особенно важно для нижнего ряда панелей, которые должны выдерживать нагрузку до 100 кг/п.м.
Одна из стенок панели является перфорированной. Коэффициент перфорации был рассчитан и рекомендован кафедрой "Экологии и безопасности жизнедеятельности" Балтийского государственного технического университета "Военмех" (БГТУ) как обеспечивающий требуемое качество шумопоглощения. Определенное расположение и угол загиба жалюзи панели обеспечивает качественное снижение уровня звука в диапазоне частот 32 - 8000 Гц, а также придает дополнительную жесткость перфорированной стенке.
Материал стенок панели - оцинкованная сталь (со сложным полимерным покрытием типа PURAL или без него) или алюминий с окраской и без нее. Покрытие PURAL имеет высокую стойкость к механическому износу от воздействия снега и льда, ультрафиолетовому излучению солнца и воздействиям различных химических реагентов; практически не меняет цвет в процессе эксплуатации и имеет срок службы не менее 5 лет. Опыт применения иных покрытий показывает, что максимальный срок их службы до первой подкраски не превышает 2-3 лет.
Шумопоглощающий элемент изготавливается, как правило, из минеральной ваты, заключенной в полиэтиленовую оболочку. Она препятствует намоканию ваты, ее "слеживаемости" и сползанию в нижнюю часть панели.
Горизонтальный профиль представляет собой холоднокатаный швеллер, в который устанавливаются панели. Он является несущим элементом полотна экрана и передает ветровую нагрузку от панелей к стойкам.
Опорный профиль – стандартный горячекатаный швеллер №№ 5 - 14 (в зависимости от высоты экрана и расстояния между стойками), воспринимающий нагрузку от массы полотна экрана и ликвидирующий зазор между нижним краем полотна экрана и грунтом (полотном дороги).
Стойка шумозащитного экрана спроектирована таким образом, что позволяет без нарушения акустической герметичности экрана поворачивать полотно экрана на любой угол в плане. Это достигается наличием специальных вертикальных профилей, крепящихся к несущей балке стойки. В качестве несущей балки используется двутавр №№ 16 - 25 (в зависимости от величины воспринимаемых ветровых нагрузок).
В архитектурном исполнении экраны могут быть как непрозрачными (состоять только из шумопоглощающих панелей), так и комбинированными (с панелями из светопрозрачного материала). Комбинированные экраны чаще всего применяются на транспортных магистралях с интенсивным потоком движения, поскольку позволяют ощутимо снизить утомляемость водителей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что современные шумозащитные экраны обеспечивают не только эффективное шумопоглощение, но и являются эстетичным украшением дороги или иной местности, на которой они установлены.