Восстановление старой оцинкованной поверхности
Всю историю технического прогресса человечества можно рассматривать как историю борьбы человечества с коррозией.
Ржавчина неумолимо наступает на машины, механизмы, мосты, причалы и другие металлические конструкции, разрушая все с таким трудом созданное.
Среди многих способов борьбы с коррозией, одним из наиболее эффективных является нанесение на поверхность металла слоя цинка. Цинковое покрытие, полученное гальваническим, плазменным или газопламенным методом имеет более положительный электрический потенциал по сравнению с железом (сталью). В результате получается электропара ЦИНК - СТАЛЬ, где цинк отдает железу свои "жертвенные" электроны, то есть окисляется сам, защищая собой сталь.
Процесс разрушения цинка идет намного медленнее, чем железа, однако, ничто не вечно. Об истощении цинкового слоя свидетельствуют белые и бурые пятна на поверхности покрытия. Восстановить отработанное цинковое покрытие традиционными способами нельзя, можно лишь попытаться продлить жизнь, например старой крыши или вентиляционного короба, применив какую-либо совместимую с гальваническим покрытием краску, и дальше ждать сквозных дыр.
Но, тем не менее, выход есть. Более 20 лет назад фирма ZingaMetall (Бельгия) запатентовала метод холодного цинкования под названием "зинганизация" и состав для холодного цинкования Zinga. Первоначально Zinga разрабатывалась именно для восстановления отработавших цинковых покрытий и лишь позднее была модифицирована также для оцинкования новых стальных поверхностей.
Что же такое Zinga ?
Zinga это однокомпонентный состав полностью готовый к применению, в состав сухого слоя которого входит 96% атомизированного цинка, чистотой 99,995% и размером частиц 3-5 мкм. Покрытие, полученное при нанесении Zinga, обеспечивает как барьерную (аналогично обычным краскам), так и катодную защиту стали (аналогично гальваническим покрытиям). Кроме того, благодаря нейтральным смолам каждая частичка цинка имеет дополнительную защиту, поэтому скорость разрушения Zinga в среднем в три раза медленнее, чем у гальванически оцинкованных поверхностей и составляет от 1 мкм в сельской местности до, примерно, 10 мкм в морской воде.
Zinga наносится кистью, валиком, краскораспылителем или методом окунания. Для нанесения Zinga на ранее оцинкованную поверхность необходимо очистить ее от грязи, масел и промыть струей воды под давлением 100-200 атмосфер.
Для этих целей вполне пригодна ручная автомойка типа KARCHER стоимостью 100-150$. После этого наносите Zinga как обычную краску. И все! Ваша крыша вновь стала оцинкованной. Более того, благодаря способности Zinga повторно саморастворяться вы можете через любое время нанести новый слой Zinga, который сольется в единый слой со старым, вновь восстановив катодную защиту стали.
Наносить Zinga можно в любых условиях от -15 °С до +40 °С при влажности от 30 до 96%, в том числе на влажную и слегка заржавленную поверхность. Готовое покрытие эксплуатируется в интервале температур: -50 °С - +150 °С и кислотно-щелочном диапазоне 5-10 рН и имеет следующие механические характеристики:
- цвет - светло-серый матовый
- время высыхания до степени 3 - 15-30 мин (при 18-20 °С)
- адгезия - 1 балл
- эластичность на изгиб - 1 мм
- прочность на удар - 50 см
- твердость по маятнику - 0,6
Кроме того, покрытие разрешено к применению в контакте с питьевой водой и имеет нулевую степень распространения пламени на поверхности (класс А1).
Защита закладных в бетоне.
Задача продления срока службы бетона, защита его от растрескивания во многом сводится к проблеме защиты арматуры и закладных деталей от коррозии. В промышленно развитых странах можно найти множество научных отчетов, в которых констатируется, что срок эксплуатации арматуры вышедшей из строя через 10 лет эксплуатации, можно продлить на 30-40 лет при условии её изначальной защиты.
Защита арматуры и закладных деталей осуществляется тремя способами:
- создание бетона более высокой плотности, что создаёт защитный барьер, снижающий проникновение кислорода, влаги, кислот, углеродных и сернистых соединений вглубь монолита;
- добавление в бетон замедлителей коррозии;
- защита арматуры от коррозии.
В мировом опыте защиты арматуры от коррозии есть примеры от самых простых и малоэффективных, таких как применение обычных красок, до экзотических и супердорогих, как изготовление арматуры из нержавеющей стали.
До недавнего времени оптимальным способом антикоррозийной защиты считалось изготовление закладных деталей из оцинкованной стали.
Однако традиционное гальваническое цинковое покрытие не решает всей проблемы в целом:
- оцинкованные горячим способом закладные не обеспечивают необходимой степени сцепления с бетоном;
- оцинкование возможно только в гальванических цехах;
- ограничение по размеру и весу закладных деталей;
- большие затраты по времени и транспортные расходы;
- невозможность восстановления повреждений цинкового покрытия в результате транспортировки, перегибов, резки, монтажа, сварных работ и т.д.
Защита арматуры с помощью покрытия Zinga.
Наверное, не будет преувеличением заявить, что технология холодного цинкования - Zinga, при стоимости сравнимой с горячим гальваническим цинкованием, на сегодняшний день является лучшим на рынке способом антикоррозийной защиты арматуры на срок более 30 лет.
Благодаря уникальному свойству Zinga повторно "разжижаться" старый и новый слой Zinga смешивается в единый слой, обеспечивая абсолютную ремонтопригодность поврежденного покрытия. По нему можно производить сварку без нарушения прочностных характеристик шва, покрытие эластично и сжимаемо, оно не трескается при изгибе или перегибе закладных.
Это, безусловно, очень важное свойство, поскольку закладные детали обычно подвергаются многочисленным манипуляциям с большим риском быть поврежденными.
Подготовка поверхности арматуры может производиться пескоструйным методом (Sa 2,5) для придания поверхности шероховатости 15 мкм или (в случае ремонта) путем удаления ржавчины с уже заржавленной арматуры с помощью стальной щетки или электрической зачистки и промывания поверхности под слабой или средней струей воды.
Кроме того, покрытие Zinga обеспечивает отличное сцепление с бетоном. Результаты сравнительных испытаний на извлечение непокрытых и покрытых Zinga арматурных стержней из бетона, проведенных в Гентском университете (Бельгия) показали, что их адгезия с бетоном существенно не отличается (8-10%).
В заключение хочется отметить, что применение Zinga для защиты закладных деталей и восстановления отработавших оцинкованных поверхностей, лишь эпизод в почти неограниченной области применения Zinga в строительстве, транспорте, энергетике, гидросооружениях, кораблестроении и т. д.