Башенные краны применяют для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в различных видах строительства. Их классифицируют по способу установки, типам ходового устройства, башни и стрелы.
По способу установки на строительной площадке башенные краны бывают стационарные, передвижные и самоподъемные.
Стационарными называют краны, устанавливаемые на фундаменте и обслуживающие площадку с одной стоянки. При строительстве высотных зданий такие краны крепят к возводимому объекту и их называют приставными.
Передвижными называют краны, оборудованные ходовым устройством, обеспечивающим перемещение крана на строительной площадке в рабочем положении. В случае оборудования крана автономным двигателем (внутреннего сгорания) передвижные краны называют самоходными.
Самоподъемными называют краны, устанавливаемые на конструкциях возводимого сооружения и перемещаемые вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения этого сооружения. Все высотные здания Москвы были смонтированы с применением самоподъемных башенных кранов.
По типу ходового устройства башенные краны разделяют на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные. Наибольшее распространение получили башенные краны, устанавливаемые на рельсовый путь, так как это упрощает эксплуатацию и повышает безопасность работы.
По типу применяемых башен различают краны с поворотной и неповоротной башнями. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено внизу на ходовой части. При повороте этих кранов вращается весь кран (включая кабину), за исключением ходовой части.
В кранах с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено в верхней части башни, поэтому при повороте этих кранов вращаются только стрела, оголовок, противовесная консоль с размещенными на ней кабиной, механизмами и противовесом.
Краны с поворотной башней обладают большой мобильностью, удобством монтажа и транспортировки. Преимуществом кранов с непово-ротной башней является возможность их крепления к зданию при большой высоте подъема.
По типу стрелы башенные краны бывают с подъемной и балочной стрелами. При оборудовании кранов подъемными стрелами груз подвешен к концу стрелы, а вылет изменяют путем подъема стрелы. При оборудовании кранов балочными стрелами груз подвешен к грузовой тележке, перемещаемой при изменении вылета вдоль стрелы по направляющим балкам.
Основным определяющим параметром для башенных кранов является грузовой момент. Поэтому в ГОСТ 13556-91 «Краны башенные строительные. Общие технические условия» дается семь базовых моделей кранов по грузовому моменту. Базовые модели 1...5 типоразмеров, предназначенные для массового жилищно-гражданского строительства, предусмотрены с балочными стрелами, а базовые модели кранов 6...7 типоразмеров для промышленного строительства предусмотрены с подъемной стрелой.
Наряду с изготовлением базовых моделей указанный ГОСТ допускает выпуск практически неограниченного числа исполнений, основным требованием к которым является максимальная унификация узлов-модулей (ходовых рам, поворотных платформ, секций башен и стрел, кабин, механизмов) с узлами базовых моделей.