План маркетинга – важнейший документ, который регулирует маркетинговую политику современной компании и способствует укреплению ее рыночных позиций за счет определения четких приоритетов дальнейшего развития.
Маркетинговые услуги являются одним из динамично растущих сегментов рынка B2B. Причем разработка плана маркетинга как услуга наиболее сложная и интеллектуальная все чаще заказывается у специализированных агентств. Именно их сотрудники, а не штатные маркетологи, как правило, обладают достаточной квалификацией для того, чтобы составить действенный план развития. Все объясняется узкой специализацией, которую могут себе позволить сотрудники агентств, но которая зачастую недоступна для внутренних отделов маркетинга.
Итак, что же представляет собой план маркетинга? Типичная структура этого документа включает в себя такие элементы, как анализ сильных и слабых сторон организации, анализ возможностей и угроз, постановку основной цели маркетинговой политики и сопутствующих ей задач, описание стратегий, рабочий график планируемых мероприятий, статьи расходов, а также средства контроля и оценки эффективности принимаемых решений. Все перечисленные элементы можно объединить в три направления маркетингового планирования:
- Исследование;
- Собственно планирование;
- Контроль и оценка результатов.
Если хотя бы в одном из перечисленных направлений произойдет «сбой», эффект от маркетингового плана снизится. Излишне поверхностное исследование не позволит адекватно оценить рыночную ситуацию. Неверное понимание рыночной конъюнктуры не даст грамотно поставить цели. Не верное целеполагание снизит конкурентоспособность компании. Отсутствие контроля и оценки результатов не позволит исправить ошибки в планировании и еще больше усугубит положение бизнес-субъекта на рынке.
Учитывая перечисленные выше трудности, услуги разработки плана маркетинга действительно лучше заказывать у специализированных агентств. Профессионалы со стороны смогут посмотреть на проблемы и перспективы бизнеса «незамыленным взглядом», принять адекватные маркетинговые решения (даже если они окажутся непопулярными) и повысить устойчивость компании-заказчика на рынке.