Помимо ТСЖ и ЖСК (подробнее об этом можно почитать в статье «Что такое жилищно-строительный кооператив (ЖСК)?») самоуправление граждан в жилищной сфере получило развитие по следующим направлениям:
- старшие по домам и подъездам;
- домовые комитеты;
- территориальное общественное самоуправление.
Каждое из этих направлений имеет свои особенности и специфику.
Наиболее ранней формой общественного самоуправления является институт старших по домам и подъездам.
В 90-х годах ХХ века, в условиях формирующейся рыночной экономики действия городских властей по воссозданию института старших по домам и подъездам были направлены на объединение усилий жителей и органов власти для наведения порядка, сохранности жилищного фонда, воспитания бережного отношения к объектам дворовых территорий, по возрождению традиций добрососедства.
Постановлением Правительства Москвы от 26.05.1998 № 421 «О ходе выполнения Распоряжения Премьера Правительства Москвы были утверждены Примерное положение о старшем по дому и Примерное положение о старшем по подъезду жилого дома. Указанным документом определялись получение жителем статуса старшего по дому (по подъезду), цель их деятельности и полномочия.
Специфика института старших по домам и подъездам состоит в отсутствии границ срока действия полномочий старшего по домам или подъездам, в наличии сложившегося непосредственного личного контакта со всеми жителями дома (подъезда), влиянии так называемого «общественного мнения» на работу старшего по дому или подъезду, в отсутствии финансово-административных полномочий и, соответственно, незначительная степень ответственности. Цель деятельности старших по дому – представлять интересы жителей в дирекции единого заказчика, в Управе и ГУ ИС района, в управлении внутренних дел и других государственных организациях. Указанное постановление Правительства Москвы № 421 утратило силу в 2007г. Таким образом, в настоящее время в Москве нормативно-правовое регулирование деятельности старших по домам и подъездам отсутствует.
Следующим этапом в развитии общественного самоуправления в жилищной сфере стало создание домовых комитетов (домкомов). С формальной точки зрения создание и деятельность домкомов, во-первых, более регламентированы юридически, и, во-вторых, более подвержено контролю со стороны общественности, чем выбор и деятельность старших по дому и по подъезду.
Основными документами, регламентирующими создание и деятельность домовых комитетов, являются Постановление Правительства Москвы «О домовых комитетах» и Методические рекомендации по организации, деятельности, учету домовых комитетов и взаимодействию с ними территориальных органов исполнительной власти и уполномоченных управляющих организаций, утвержденные распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 23.12.2004 № 1108 Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Указанные Методические рекомендации содержат также Примерный устав домового комитета.
Домовый комитет - это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.
С момента создания домового комитета институт старших по дому и подъездам упраздняется и все функции старших по дому и подъездам выполняются руководящим органом домового комитета как коллегиальным органом объединения жителей. Одновременное существование в одном доме института старших по домам и подъездам и домовых комитетов не допускается.
Уполномоченные представители руководящего органа домового комитета вправе принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в управе района, с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы жителей многоквартирного дома.
И наконец, самым крупным по территориальному охвату направлением жилищного самоуправления является территориальное общественное самоуправление, реализуемое в различных формах, в том числе в виде таких общественных формирований по месту жительства, как территориальная община, совет квартала, микрорайона, комитет (совет) территориального общественного самоуправления.
В 90-х годах XX в. в законодательстве Москвы был закреплен правовой статус территориальной общины.
Согласно Закону города Москвы от 10.07.1996 № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве», территориальной общиной являлась добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.
Границы территории, на которой образована территориальная община, устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально-экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.
Законом г. Москвы от 07.07.2006 № 23 Закон г.Москвы № 26-77 признан утратившим силу в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Все рассмотренные выше направления в развитии общественного самоуправления в жилищной сфере имеют одну общую характеристику: в их создании и деятельности могут принимать участие все заинтересованные совершеннолетние жители дома – как собственники помещений, так и наниматели, занимающие квартиры по ордерам или договорам социального найма.
Со вступлением в действие в 2005 г. Жилищного кодекса РФ создание и деятельность данных институтов потеряло свою актуальность, поскольку в Кодексе, во-первых, нет упоминаний ни об одном из вышеперечисленных общественных институтов, и во-вторых, вся ответственность за сохранность многоквартирного дома возложена на собственников помещений в таком доме. Единственным коллегиальным органом управления домом является общее собрание собственников помещений в таком доме. Отныне роль данных институтов переориентирована в большей степени на проведение общественной работы с жителями в части обеспечения сохранности жилищного фонда.
Актуальной формой самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме для контроля за деятельностью управляющей организации является совет многоквартирного дома.