Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт используют в гидротехническом строительстве в качестве технологического для подачи каменных и песчано-гравийных материалов из карьеров к дробильно-гравийно-сортировочным предприятиям строительства. Для подачи бетонной смеси от бетонного завода в котлован бетонных сооружений, для перевозки арматурных и металлических конструкций, опалубки, закладных частей, гидромеханического, гидросилового и электротехнического оборудования со складов, монтажных баз, арматурных и опалубочных мастерских в котлован основных сооружений, для откатки горной породы при проходке туннелей и для подачи бетонной смеси, арматурных конструкций и элементов железобетонной облицовки в туннели.
В зависимости от ширины колеи железнодорожных путей железнодорожный транспорт подразделяют на ширококолейный (нормальной колеи)-с шириной колеи 1524 мм (расстояние между внутренними гранями головок рельсов) и узкоколейный - с шириной колеи 750 мм. Ширококолейный железнодорожный транспорт имеет более широкое применение на всех видах работ, за исключением подземных, где, как правило, применяют железнодорожный транспорт узкой колеи.
В качестве подвижного состава железнодорожного транспорта используют вагоны различных типов. Штучные грузы, оборудование, металлические, железобетонные и арматурные конструкции обычно перевозят на открытых платформах грузоподъемностью от 20 до 120 т.
Для перевозки тяжелого оборудования применяют многоосные транспортеры грузоподъемностью до 300 т. Сыпучие материалы обычно перевозят на саморазгружающихся платформах-думпкарах с боковым опрокидыванием грузоподъемностью от 40 до 180 т или в саморазгружающихся полувагонах с разгрузочными люками в полу грузоподъемностью от 60 до 120 т.
Платформы и крытые вагоны
Грузы и материалы, требующие защиты от атмосферных воздействий, перевозят в крытых вагонах грузоподъемностью от 20 до 60 т. Цемент перевозят в цистернах грузоподъемностью до 60 т, битумы - в полувагонах грузоподъемностью 40 т, дизельное топливо, бензин и другие жидкости - в цистернах грузоподъемностью до 90 т.
На узкоколейных железных дорогах в качестве подвижного состава используют платформы и крытые вагоны грузоподъемностью от 8 до 20 т, полувагоны-думпкары грузоподъемностью от 15 до 25 т, вагонетки с опрокидным кузовом грузоподъемностью от 1,5 до 3,8 т, а также вагонетки с опрокидным кузовом и откидными бортами грузоподъемностью от 4 до 9,6 т.
Приведены характеристики вагонов нормальной колеи. В качестве тяговых средств на железнодорожном транспорте применяют тепловозы, электровозы и мотовозы. Приведена характеристика тепловозов, применяемых на железнодорожном транспорте нормальной колеи.
Разгрузка и погрузка штучных грузов производится гусеничными, автомобильными и козловыми кранами. Сыпучие материалы грузят экскаваторами, грейферами, ленточными конвейерами, а разгружают, как правило, в приемные бункера.
Для движения железнодорожных транспортных средств прокладывают железнодорожные пути. Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение пути состоит из земляного полотна 1 и инженерных сооружений (мостов, труб и т.п.), верхнее - из рельсов 4 с креплениями, шпал 3 и балласта 2.
Земляное полотно служит основанием для верхнего строения пути. Ширину земляного полотна поверху принимают в зависимости от категории пути и вида грунта, из которого полотно отсыпают. Например, ширину однопутного земляного полотна нормальной колеи, отсыпаемого из скальных и крупнообломочных грунтов, крупного и средней крупности песка, принимают от 5,2 до 4,6 м; из всех прочих грунтов - от 5,8 до 5,0 м. Ширину земляного полотна узкоколейных дорог принимают соответственно от 3,0 до 2,8 м и от 3,4 до 3,2 м. При двух путях ширину земляного полотна увеличивают на ширину междупутья (расстояние между осями путей).
Для стока атмосферных вод верхнюю площадку земляного полотна выполняют в виде сливной призмы, представляющей собой трапецию с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м для нормальной колеи и соответственно 1,2 м и 0,06 м для узкой колеи. В скальных и дренирующих грунтах верх земляного полотна проектируют без сливной призмы - горизонтальным.
Поверхностные воды, поступающие к земляному полотну, отводят от насыпей продольными канавами или кюветами 5. Дну канав и кюветов придают продольный уклон не менее 3%в сторону ближайшего искусственного водопропускного сооружения или ложбины. Глубину канав и кюветов и ширину по дну обычно принимают не менее 0,6 м.
Верхнее строение железнодорожного пути располагается на земляном полотне и служит для восприятия давления от колес подвижного состава и передачи этого давления нижнему строению. Давление от колес подвижного состава воспринимают непосредственно рельсы и передают его на шпалы. Шпалы и затем балласт распределяют и передают давление на земляное полотно. Балластный слой служит также для отвода воды с земляного полотна.
Для устройства верхнего строения на железнодорожных путях технологического назначения нормальной колеи обычно применяют рельсы Р50, Р43, Р38, узкой колеи - Р24, Р18 (цифры показывают массу 1 м рельса в кг). Применение того или иного типа рельсов определяется нагрузкой на ось локомотива или вагона, скоростью движения и грузооборотом.
Рельсы соединяют накладками, укладывают на подкладки и вместе с ними крепят костылями или шурупами к шпалам. Размер деревянных шпал нормальной колеи: высота 13,5-17,5 см, ширина 21,5-25 см, длина 2,7 м. Для технологических путей на строительстве применяют деревянные или железобетонные шпалы. На 1 км пути нормальной колеи в зависимости от массы локомотива и скорости движения укладывают от 1400 до 1600 шпал.
Ширину балластной призмы поверху принимают равной 3 м, толщину балластного слоя под деревянными шпалами - от 15 до 30 см, под железобетонными шпалами - равной 40 см.
Основным проектным документом, всесторонне характеризующим железнодорожный путь, является его продольный профиль. На нем вычерчивают продольные профили местности и проектируемого земляного полотна по оси пути с указанием отметок поверхности земли («черных отметок»), уклонов земляного полотна и пикетажа трассы. Под профилем вычерчивают в спрямленном виде план трассы, на котором показывают начало и конец кривых, их радиусы, углы поворота и длины. Условными знаками обозначают все искусственные сооружения, возводимые на дороге.
Продольный профиль включает горизонтальные и наклонные (подъемы и спуски) участки. При прокладке железнодорожного пути очень важно правильно назначить руководящий уклон. Руководящим называют наибольший на линии уклон, при котором локомотив одиночной тягой может везти на подъем состав расчетной массы с минимальной расчетной скоростью. Руководящий уклон на внутрипостроечных путях не должен превышать 30%о, в карьерах и в сложных условиях прокладки технологических путей допускается увеличение уклона до 40%о. Наименьшая допустимая величина радиуса кривых в плане для внутриплощадочных путей 160-200 м, в стесненных и сложных топографических условиях допускается уменьшение радиуса закругления до 60-80 м.
Железнодорожные технологические линии расчленяют на отдельные участки - погрузоразгрузочные пункты, перегоны, разъезды, где происходят скрещение и обгоны поездов, и сортировочные станции, где происходит формирование составов. Разъезды, обгонные пути и сортировочные станции располагают на горизонтальных площадках, в отдельных случаях допустим уклон не более 1,5%.
Организация движения поездов технологического транспорта должна обеспечить требуемый грузооборот при правильном расчете пропускной и провозной способности железнодорожных путей. Пропускной способностью Участка пути называется наибольшее число поездов (или пар поездов на однопутных линиях) установленной массы, которое может пропустить этот участок за расчетный промежуток времени.
Провозной способностью участка пути называется наибольшее количество грузов, которое может быть провезено по участку в течение смены или суток.
Наибольшее число пар поездов, которое можно пропустить по данному перегону однопутной линии за сутки,
Движение поездов производится точно по графику, разработанному в соответствии с календарным планом строительства. График движения дает наглядную картину движения поездов по расписанию и позволяет судить о пропускной способности перегонов. Показан график движения поездов, обслуживающих работу экскаваторов в забое. Забой карьера связан с обогатительной фабрикой однопутной линией с тупиками в забое и на складе песчано-гравийной смеси, на линии имеются два разъезда. На линии работают два состава поездов - маршруты № 1 и 2.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Автомобильный транспорт | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Водный транспорт | |
<< Содержание >> |