Главная / Статьи / Циклы статей / Производство гидротехнических работ / Глава 2.3

Водный транспорт

Водный транспорт при гидротехническом строительстве используют для доставки заполнителей с карьеров, для подводной отсыпки каменных материалов в тело плотины, при креплении основания руслового участка прорана перед перекрытием, для перевозки оборудования, особенно крупногабаритного, для связи берегов реки и т. п.

В состав водного транспорта входят суда с собственной тягой - катера, буксиры, теплоходы, самоходные баржи и несамоходные баржи - наливные и сухогрузные, приводимые в движение специальными катерами-буксирами либо с берега механической тягой.

Приведена краткая характеристика буксиров, применяемых в гидротехническом строительстве в качестве тяговых средств.

Наливные баржи предназначены для перевозки жидких продуктов, таких, как нефтепродукты и т. п., и поэтому в состав флота строительства, как правило, не входят. Для технологических перевозок обычно используют сухогрузные баржи различных конструкций: баржи-площадки для перевозки грузов только на палубе; трюмные открытые для перевозки массовых навалочных грузов и трюмные закрытые для перевозки грузов, которые не должны подвергаться воздействию атмосферных осадков.

Краткая характеристика барж, применяемых в гидротехническом строительстве.

Наибольшее применение в качестве технологического транспорта в гидротехническом строительстве находят баржи-площадки, особенно саморазгружающиеся, которые используют для отсыпки грунта и камня под воду. К такому типу относятся саморазгружающиеся баржи грузоподъемностью 250 и 500 т конструкции Гидропроекта.

Показана принципиальная схема саморазгружающейся баржи грузоподъемностью 250 т. Баржа состоит из двух независимых блоков. Каждый блок формируют четыре понтона КС-3 размером 7,2X 3,6X XI.8 м и один носовой понтон со скошенным днищем. Понтонные блоки по наружному контуру соединены с объединяющей фермой 3 шарнирами 2. По осевой линии блоки / соединены с объединяющей фермой 3 специальным замком 4. При загрузке баржи камнем блоки понтонов 1, испытывая кренящие моменты, стремятся повернуться относительно шарниров 2, но запирающее устройство 4 удерживает их от опрокидывания. В таком положении осуществляется транспортировка материала к месту выгрузки. Баржа буксируется катером-толкачом мощностью 150 л. с, на котором установлен пульт дистанционного управления с запирающими устройствами. С помощью этих устройств производят открытие запирающего замка 4, удерживающего понтонные блоки в горизонтальном положении. После открытия замка кренящий момент от несимметричной нагрузки поворачивает блоки 1 относительно шарниров 2 в разные стороны, в результате чего происходит расчленение их и образование между ними щели, через которую и происходит разгрузка материала. После разгрузки понтонные блоки под действием собственного веса возвращаются в исходное положение, а запирающая защелка автоматически закрывается. Продолжительность разгрузки 20-30 с, точность выгрузки материала 2-3 м от намеченного места.

Саморазгружающаяся опрокидная баржа грузоподъемностью 500 т представляет собой трюмную опрокидную баржу открытого типа.

Баржа состоит из двух боковых несущих отсеков 8 и грузового трюма 5, вдоль которого расположены два отсека 6, соединенных с атмосферой гидравлическими затворами 10, а с водой специальными патрубками 7, расположенными в зоне отсеков 8. В процессе загрузки камнем, которая производится при закрытых гидравлических затворах, происходит осадка баржи, воздух в отсеках 6 сжимается и часть их объема через патрубки 1 заполняется водой. После полной загрузки баржа буксируется катером-толкачом мощностью 300 л. с. к месту разгрузки, где производятся отсоединение катера и открывание с помощью дистанционного управления одного из гидравлических затворов 10 (в зависимости от того, в какую сторону производится разгрузка). Воздух из отсека 6 быстро вытесняется водой через водяные патрубки 7, в результате чего образуется крепящая сила, которая переворачивает баржу на 180°, производя ее разгрузку. В первоначальное положение баржа возвращается под действием веса киля 9. Разгрузка (от момента открытия затвора до возвращения баржи в первоначальное положение) занимает около 30-40 с. Точность выгрузки материала 8-10 м от намеченного места.

Указанные самоходные баржи применялись на строительстве плотины для отсыпки каменных материалов в подводную часть боковых призм каменно-набросной плотины.

Независимо от масштабов строительства и технологической схемы использования водного транспорта практически каждое гидротехническое строительство имеет в своем составе несколько катеров и барж. Продолжительность использования водного транспорта определяется навигационным периодом данного района и обычно не превышает 8 мес в году.

Для осуществления погрузоразгрузочных операций строят береговые причальные устройства. Наиболее распространенными типами временных причальных устройств являются плавучие и ряжевые причалы, причальные набережные стенки.

Причальные устройства

Для плавучих причалов используют баржи, шаланды и другие суда, снятые с рейсов по техническому состоянию. На этих судах устанавливают соответствующие средства механизации (краны, конвейеры), обеспечивающие выполнение погрузоразгрузочных операций. Иногда для плавучих причалов используют металлические понтоны типа КС-3. Плавучие причалы соединяют с берегом либо перекидными мостами, либо специальными эстакадами.

Ряжевые причалы представляют собой ряжевую стенку, заполненную камнем или песчано-гравийной смесью. Этот тип причалов применяют, когда на причале требуется установка кранового оборудования, а береговая линия реки сложена слабыми породами, или когда не представляется возможным устройство свайного причала из-за невозможности забивки свай в прибрежные грунты.

Значительно реже в гидротехническом строительстве применяют причальные устройства в виде набережных стенок, выполненных из бетонных и железобетонных элементов.

Для связи берегов при строительстве ГЭС довольно часто устраивают паромные переправы. Для устройства парома используют понтоны или баржи, на которых закрепляют грузовую платформу. На несудоходных реках паром, как правило, передвигают с помощью троса, закрепленного концами на противоположных берегах. На больших судоходных реках применяют самоходные паромы, паромы, буксируемые катерами, или используют самоходные баржи-площадки.

Показана схема маятникового парома грузоподъемностью 200 т, предназначенного для связи берегов многоводной и быстроходной реки в районе строительства крупного гидроузла. Паром 5 представляет собой две объединенные между собой баржи 7 грузоподъемностью 150 т каждая, на которых размещена грузовая платформа 8.

Во избежание сноса потоком в нижний бьеф паром удерживается в створе перемещения маятниковым тросом 4, закрепленным на берегу анкером 3. Плавучесть троса обеспечивается поплавками 2. Привод парома осуществляется с помощью электрических лебедок 9, установленных на пароме, и тягового троса 6, закрепленного анкерами 3 на берегах. Паром причаливает к специальным пандусам-съездам 1. Погрузка и выгрузка грузов и людей осуществляется по переходным мостам 10, шарнирно прикрепленным к грузовой платформе.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Железнодорожный транспорт
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Подвесные канатные дороги
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0032 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑